logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Как церковный раскол между Россией и Украиной отразится на православных Литвы?

Как церковный раскол между Россией и Украиной отразится на православных Литвы?

В православном мире разгорается новый раскол из-за разногласий Москвы, Киева и позиции Константинополя, вставшего на сторону Украины. Выясняем, как это скажется на Литве

11 октября Вселенский патриарх Варфоломей, формальный духовный лидер всех православных, признал полную церковную независимость Украинской православной церкви. В РПЦ расценили это как посягательство на территорию Московского патриархата и неправомерное признание украинских «раскольников». Разрыв отношений между РПЦ и Константинополем, а также новый виток напряжения между Украиной и РФ на религиозной почве можно назвать одним из крупнейших церковных расколов всех времен. Основной вопрос в том, как на это отреагируют в других странах и не рискует ли Москва потерять не только Украину, но и другие епархии, например в Беларуси или странах Балтии. О том, насколько эта проблема актуальна для Литвы и есть ли у местных православных, число которых составляет около 150 тысяч человек, запрос на выход из-под контроля Москвы, «Новая газета – Балтия» поговорила с доцентом Вильнюсского университета, историком Григорием Поташенко, специалистом по этноконфессиональным вопросам, автором работ и монографий по истории древлеправославия в Литве и Восточной Европе. 

 

Григорий Владимирович, на ваш взгляд, может ли церковный раскол Украины и России как-то отразиться на православных Литвы? Такие вопросы уже поднимаются в публичном пространстве...

Если говорить шутя, то мы можем учредить в Вильнюсе собственного Вселенского патриарха, однако если говорить серьезно, я не думаю, что у нас этот вопрос стоит так остро, как на Украине. События и борьба, разворачивающаяся между Украинской и Русской православной церковью не получили столь широкий отклик и болезненную реакцию в Литве.

Расскажите, когда сформировалась православная община Литвы?

История православия в Литве и на Украине очень отличаются. Нужно помнить, что в современной Литве действуют две православные организации. Первая — Виленско-Литовская епархия, находящаяся под юрисдикцией Московского патриархата. Вторая —  Древлеправославная поморская церковь Литвы, объединяющая староверов. Это две юрисдикции, две традиционные православные организации. Сегодня в стране они занимают второе место по числу прихожан и по своей значимости в целом. На первом месте традиционно стоят католики. 

Истоки православия в Литве очень древние, они восходят к XIII-XIV векам, но нынешняя литовская православная епархия была создана только в 1839 году. Это совсем другая эпоха и другое время. Истоки поморского православия, то есть старообрядческой церкви восходят к XVII веку, и в этом смысле староверы даже старше, нежели православные Литвы. Что касается зарождения православия, нужно напомнить, что в Великом княжестве Литовском центр находился в Киеве, являвшегося частью этого большого многонационального государства. Более того, в свое время великие князья литовские очень хотели, чтобы Литва была религиозным центром всего восточнославянского православия. Однако в XVII веке возобладал политический плюрализм, поэтому существовало два центра — в Литве и в Москве. Московская митрополия сформировалась к 1448 году, а Киевская оформилась в 1458 году. Начиная с XV века, развитие православия идет по двум руслам... И только в 1686 году Киевский патриархат попал под юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата. Эти изменения были обусловлены множеством факторов, поскольку тогда в Восточной Европе установилась четкая политическая расстановка сил, которая во многом зависела от религии. С одной стороны, была сильная православная Россия, а с другой — уже оформившаяся как католическая Речь Посполитая. После Брестской унии 1596 года, когда часть епископов Киевской метрополии приняли католическое вероучение и подчинились римскому папе, судьба православия в Литве была иной. В одно время его даже запретили, потом оно возродилось при короле польском Владиславе IV... Поэтому Московский патриархат приходит сюда достаточно поздно. 

Если оценить сегодняшнюю ситуацию с точки зрения истории, может ли Литва пойти по украинскому пути?

Если смотреть с исторической точки зрения, сложно сказать, как отмена решения Вселенского патриархата Константинополя от 1686 года повлияет на православных Литвы. В Литве и на Украине совсем другие ситуации. В XVII веке она была одна, а сегодня другая.

Вы упомянули о том, что литовские староверы — это независимая структура. Реагируют ли они на подобные процессы? Возможно, у Высшего Совета Древлеправославной поморской церкви в Вильнюсе выработана четкая позиция по поводу российско-украинского церковного конфликта?

Древлеправославня поморская церковь и староверы Литвы действительно являются независимой структурой. Староверы формируют другую общину. В самой России и на Украине аналогичная ситуация. Мы говорим о разных юрисдикциях. Все они поддерживают отношения друг с другом, но не подчиняются, скажем, Московскому патриархату. Староверы в принципе не вмешиваются в то, что происходит на Украине, поскольку с точки зрения юрисдикции не имеют отношения ни к Москве, ни к Киеву. Тем не менее, духовные лидеры староверов внимательно следят за тем, что происходит. В частности, епископ Русской старообрядческой церкви митрополит Корнилий заявил, что обеспокоен происходящим — это очень непростая история. Староверы не вмешиваются в разногласия, стоят особняком, но наблюдают и не игнорируют эти процессы.

Будучи историком, как вы оцениваете решение Вселенского патриарха? На ваш взгляд, действия Украинской православной церкви Киевского патриархата правомерны, либо же Константинополь повел себя неправильно...

На мой взгляд, мы наблюдаем за противостоянием двух крупных структур в лице Московского и Киевского патриархатов. Помимо этого, существует Украинская автокефальная православная церковь, хотя она очень небольшая. У этого конфликта очень много причин. Основная из них — вопрос канонического признания со стороны Константинопольского патриархата. Борьба за автономную, то есть Украинскую православную церковь началась на заре 90-х годов прошлого века. Определенная часть православных Украины создала независимую церковь Киевского патриархата. Они стремились к признанию этой структуры как со стороны Москвы, так и со стороны Константинополя. В этом заключается сама суть проблемы, так как значительная часть населения Украины (около 25%, а некоторые говорят о 45%) и порядка 10-12 тыс. храмов до сих пор были неканоническими с точки зрения Москвы. Кстати, Москва согласилась на автономию украинской церкви, предоставив ей широкие права, но каноническая проблема, по мнению Московского патриархата, так и не была решена. Константинопольский патриархат пошел на встречу украинцам, признав их каноническими, то есть законными. Московский патриархат выступает против.

Говоря о борьбе «структур», вы подразумеваете политический фактор?

Ключевой вопрос в том, почему Константинополь продемонстрировал свою благосклонность к украинцам именно сейчас, ведь сама Москва, по сути, не выступала против автокефалии. Сегодня на Украине идет процесс церковной национализации. Мы говорим о разных структурах страны, у которых есть запрос на независимость от Московского патриархата. Константинополь решил разрешить эту проблему. Последняя не решалась на протяжении последних 27 лет, никто не обращал на это внимание... Другая причина, разумеется, кроется в политике, так как между Украиной и Россией идет ожесточенное противостояние с 2014 года. Страны ведут боевые действия, Украина утратила Крым, суверенитет страны был нарушен — все это подогревает национальные чувства украинцев. Жители Украины, равно как и правительство, и президент Порошенко выступают за украинизацию Украинской православной церкви. Отношения Украины и России дали толчок этим процессам. Сегодня киевский митрополит Филарет — политический счастливчик, а вот сторонники Украинской православной церкви Московского патриархата во главе с митрополитом Онуфрием находятся в оппозиции. С грустью приходится констатировать, что в условиях военных действий на территории Украины, экономического кризиса, миллионов беженцев разгорелся очаг нового конфликта — теперь на религиозной почве. На мой взгляд, важно не повышать градус церковного раздора, чтобы не образовался тотальный раскол, который может привести к насилию между православными христианами.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.