logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Новые победили, старые остались

Новые победили, старые остались

В минувшую субботу прошли выборы в 13-й Сейм Латвийской республики. Взаимные оскорбления и обвинения в этической нечистоплотности и откровенной коррупции не вышли за рамки дебатов — и уже забылись. В отличие от веселых 1990-х, когда раздавал бананы не говорящий на госязыке Йоахим Зигерист, а по Сейму ходил в шортах владелец женской хоккейной команды и депутат Гундарс Валдманис, обошлось без внешних потрясений и сенсаций. При напряженной собственно политической драматургии.     

Кампания

В отличие от предшествовавших кампаний, в этот раз партии сражались по всем позициям политического спектра. Так, Национальное объединение и Новые консерваторы боролись за национального латышского избирателя, за русскоязычного — «Согласие» и Русский союз Латвии, на либерально-реформаторском направлении копья скрестили «Развитию-За!», «Прогрессивные» и старое «Новое Единство». Что касается популизма, то тут до откровенно работающей в стиле Дональда Трампа «Кому принадлежит государство» (KPV LV) изо всех сил пытались дотянуться «Согласие» и Новые консерваторы. В критике застоя премьерского Союза зеленых и крестьян схлестнулись либералы «Развитию-За!», Новые консерваторы и леваки-«Прогрессивные». Лавры главных борцов с коррупцией («Согласие», СЗК, «Новое Единство» и НО), в основном, оспаривали Новые консерваторы и «КПГ ЛВ».

В отличие от других стран, вопросы беженцев и прочих мигрантов, централизации ЕС и иная европейская повестка на этих выборах не играла большой роли.  Чего не сказать о кремлевской угрозе — здесь главными борцами выступили НО и «Новое Единство». Если добавить существенную для этих выборов конфронтацию между старыми партиями правящей коалиции и новыми политическими силами, то получится близкая к полноте картина притяжений и отталкиваний предвыборной гонки.  

На фоне риторических вспышек и принципиальных и случайных разногласий можно выделись несколько главных интриг этой кампании.  Удастся ли «Согласию» за счет привлечения варягов-латышей получить голоса этнического латышского избирателя и, наконец, войти в правительственную коалиции? Удастся ли новым силам, в особенности популистам KPV LV потеснить партии прежней коалиции? Найдут ли массовые акции Русского союза Латвии отклик у русскоязычного избирателя? 

Отдельно следует отметить конструктивную роль мейнстримных СМИ, не только освещавших предвыборные баталии, но и устроивших качественные содержательные дискуссии по резонансным вопросам реформ здравоохранения и образования и сценариев экономического развития. Удивил резкий поворот ведущей деловой газеты и портала Dienas bizness, за несколько месяцев до выборов превратившейся в рупор «Согласия».

День выборов

Все прошли тихо-мирно. В отличие от прошлых выборов, минимум нарушений и никаких скандалов о покупке голосов. Подобную вялость можно объяснить относительной стабильностью латвийской ситуации, когда макроэкономические показатели неуклонно растут, а не вписавшиеся и энергичные в поисках лучшей доли просто покидают страну.  Так что на фоне некоторой расслабленности тревогу может вызвать разве что низкая явка: 54,6% «— на 4,25% ниже, чем в 2014 году. Впрочем, не слишком отличающаяся от среднеевропейских показателей. 

Сенсацией в формате гибридной войны стал взлом популярной латышскоязычной социальной сети Draugiem.LV. При попытке зайти в сеть звучал российский гимн, на экране появлялся российский флаг, Владимир Путин, пушки и напоминание, что «граница России нигде не заканчивается». То ли кремлевские тролли, то ли местные национал-патриоты, чтобы побудить голосовать за националистов. Исходя из опыта предшествовавших кибер-атак, первое более вероятно.

Итоги

Вопреки обыкновению, практически все западные СМИ осветили выборы в маленькой Латвии и выразили тревогу в связи с победой «прокремлевской силы». Пристальное внимание извне можно объяснить отслеживанием общеевропейского тренда, когда и голосование в небольших странах — лыко в строку. После успеха популистов и радикалов в Чехии, Италии, Венгрии и Швеции, при удержании ситуации в Германии, латвийский расклад становится очень даже интересным.

Правда, если бы внешние обозреватели углубились в матчасть латвийской политики, то убедились бы, что у формально победившего «Согласия» дела обстоят совсем не хорошо.  Прежде всего, по цифрам: 19,8% голосов и 23 депутата на фоне 28,36% (31 место) и 23% (24 места) на прошлых выборах отражают тренд падения популярности партии мэра Риги Нила Ушакова. При отсутствии в списке, его образ неизменно сопровождал, как бы благословлял рекламные изображения кандидатов «Согласия», особенно в столице. Плюс наметившаяся было перед выборами интрига сотрудничества с «Согласием» со стороны KPV LV как-то рассосалась сама собой. Судя по итогам, план «Согласия» по привлечению латышского избирателя не сработал, и следующие четыре года депутатам этой партии предстоит провести на привычном месте — в оппозиции.      

Вопрос, действует ли «Согласие» в интересах Кремля или просто запуталось в финтах по привлечению всякого и разного избирателя, остается открытым. А вот насчет того, кто отъел у этой партии пару процентов голосов, сомнений не возникает. Казалось бы, совсем сдувшийся, неизменно придерживающийся прокремлевской ориентации Русский союз Латвии вернула к политической жизни инициатива министра образования и науки Карлиса Шадурскиса («Единство») по вытеснению русского языка — прежде всего, на этапе средней школы. При замешательстве «Согласия», РСЛ сделал ставку на правозащитный аспект и проведение массовых акций в Риге и Брюсселе — и, по меньшей мере, не проиграл. Если на предыдущих выборах эта партия получила соответственно 0,77 и 1,58 процентов голосов, то нынешние 3,2% и финансирование из госбюджета — это явный прогресс. 

Исход соревнования трех партий действовавшей коалиции и трех новичков завершился со счетом 32:45 (депутатских мест) в пользу последних.  Серьезный урон понесла партия премьера Мариса Кучинскиса Союз зеленых и крестьян, потерявшая 10 мест. Лишившееся четырех голосов Национальное объединение может благодарить за это Новых консерваторов. Больше всех из правящих — 15 мест — потеряло «Новое Единство». Хотя, для находившейся на протяжении последнего года в состоянии полураспада партии 8 голосов — это скорее скромный успех, чем громкий провал. Скорее всего, не хватающее звезд с неба «Новое Единство» войдет в следующее правительство, министром иностранных дел останется Эдгар Ринкевичс — и у партии будет шанс на новый старт после перезагрузки.

Явными победителями на выборах стали три новых партии: KPV LV (16 депутатских мест), Новая консервативная (16) и Развитию-За! (13). Что отражает общественный запрос на свежие лица в политике. При этом у двух последних есть все шансы войти в правительство. Куда проблематичнее положение занявшей второе место по числу голосов KPV LV. Запомнившийся своими экстравагантными проделками, депутат ушедшего Сейма, лидер KPV LV Артус Кайминьш находится под следствием. Произведенное за пару месяцев до выборов шумное задержание Кайминьша при последующем молчании со стороны силовиков добавило симпатий политику-скандалисту. Однако в перспективе может осложнить его положение и поставить под сомнение репутацию партии. Кроме того, прозвучавшее в ночь выборов из уст Алдиса Гобземса, кандидата в премьеры от KPV LV, предупреждение о готовности хлопнуть дверью в случае несовпадения интересов вряд ли привело в восторг потенциальных партнеров.

Заслуживает внимания появление на политической сцене социал-демократической партии «Прогрессивные», обеспечившей 2,46% голосов и финансирование из госбюджета. В случае дальнейшего роста эта левая сила сможет дать бой позиционирующемуся в социал-демократической нише «Согласию».

Перспектива

Во вторник начинается мучительный процесс формирования нового правительства и правящей парламентской коалиции. Его участникам предстоит выработать компромисс между либеральными и консервативными, «серьезными» и популистскими программными установками, а также поделить министерские портфели. К началу переговоров понятно, что шесть из семи партий не готовы идти на союз с «Согласием». Судя по комментариям руководителей и утечкам из партийных штабов, в первом раунде на равных будут участвовать популисты KPV LV.

Большинство аналитиков предрекают, что при имеющемся раскладе формирование правительства будет долгим и изнуряющим. Не исключают даже повторные выборы. Будем наблюдать.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.