logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Кого считать бедным

Кого считать бедным

Если в 2016 году эта цифра составляла 21,9% от всех жителей страны, то в 2017 году это уже 22,9%. Таким образом, можно сказать, что сегодня порядка 650 тысяч литовцев едва сводят концы с концами.

В минувшем году минимальный доход составлял 307 евро в месяц на одного человека, либо же 644 евро на семью, состоящую из двух взрослых и двоих детей, чей возраст не превышает 14 лет. Исходя из графиков, наиболее тяжелая ситуация зафиксирована в сельских районах, где доходы ниже обозначенной отметки получают свыше трети — 34,4% живущих там людей. Тем не менее, в 2017 году этот показатель немного улучшился: уровень бедности в провинции сократился на 0,4%. В городах ситуация лучше, однако здесь речь идет лишь о Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и частично о Шяуляй и Паневежисе. В этих пяти крупнейших центрах страны за чертой бедности пребывают 11,7% человек, в других городах этот показатель составляет 26,1%, то есть ситуация не намного лучше, чем в деревнях и селах.

По уровню бедности населения Литва традиционно является одним из «лидеров» среди европейских государств, в прошлом году республика также заняла первое место по так называемому риску бедности, опередив соседние Латвию и Эстонию, где этот показатель составляет 22,1% и 21% соответственно.

Экономисты не согласны

Необходимо отметить, что целый ряд литовских экономистов раскритиковали утверждения о том, что в Литве, по данным статистиков, каждый пятый пребывает за чертой бедности. По их словам, система подсчетов изначально была ошибочной, поэтому аналитикам, чиновникам и особенно журналистам следует воздержаться от громких заявлений. В частности, президент Литовского института свободного рынка Жильвинас Шиленас утверждает, что в республике чересчур утрируют так называемую проблему нищеты.

«Не одна пятая жителей живут в бедности, а доходы одной пятой людей на 60% меньше среднего. Это не бедность, а неравенство в доходах. Зарплаты растут быстрее, чем пенсии — отсюда мы и получаем «увеличение нищеты». Если зарплаты вырастут в четыре раза, а пенсии в два раза (и при этом ничего не подорожает), то, исходя из этого показателя, будет казаться, что «нужду испытывают еще больше людей». Хотя в реальности все жили бы лучше. И наоборот, если зарплаты сократятся вдвое, а пенсии лишь чуть-чуть, то по этому показателю сложится впечатление, что «бедность уменьшилась». Несмотря на то, что в действительности, все стали бы жить хуже, — объясняет он ситуацию. — В Италии за чертой бедности тоже находятся 20%, но ни у кого не поворачивается язык сказать, что каждый пятый итальянец нищенствует. В Швеции этот показатель составляет 16%, но вы, наверное, не думаете, что каждый шестой швед разгуливает без ботинок. Средний уровень по ЕС составляет 17,3%, но вы же не считаете, что у 80 млн граждан ЕС нет денег на еду».

Аналогичного мнения придерживается старший экономист Swedbank Нериюс Мачюлис. По его словам, необходимо четко разделять два понятия: условный уровень бедности и абсолютный. В отчетах департамента статистики речь идет только о первом, в результате чего у жителей Литвы формируется ошибочное представление о ситуации в стране.

«Этот показатель говорит о том, у какой части граждан поступления составляют меньше 60% от среднего дохода (медианы). Например, если средняя зарплата растет быстрее, чем социальные выплаты, что и было годом ранее, то уровень бедности формально увеличивается. Этот условный показатель растет, даже если доходы лиц, получающих самые маленькие зарплаты, растут быстрее, нежели цены, — пишет он на своей странице в Facebook. — Гораздо важнее уровень абсолютной бедности, а не условной. Показатель абсолютной бедности показывает, какая часть жителей не способна купить продукты и услуги первой необходимости: основное внимание нужно направить на ее снижение. В стране, где все жители получают минимальные доходы, условная бедность будет близка к нулю, но почти все будут жить в абсолютной бедноте. Проще говоря, показатель условной бедности настолько ошибочен и глуп, что его следовало бы запретить», — резюмирует Мачюлис.

С другой стороны, представители профсоюзных организаций скептично отреагировали на заявления экономистов, напомнив о том, что основная проблема Литвы заключается в завышенных ценах, непропорциональных зарплатам. Так, по данным литовской Государственной службы по защите прав потребителей, цены на товары общеизвестных марок в магазинах крупных торговых сетей на 10-15% выше, чем в других странах ЕС, например в Италии или Испании, однако зарплаты, равно как и социальные выплаты, там значительно выше, чем в балтийской республике, следовательно, некорректно сравнивать показатели по уровню бедности в Литве и Италии, как это делает экономист Шиленас.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.