logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Русский курган на Луцавсале: общее наследие и «токсичный посол» РФ

Русский курган на Луцавсале: общее наследие и «токсичный посол» РФ
Фото: Игорь Ватолин

По традиции 10 июля в Риге, по инициативе Рижского бизнес-клуба, помянули героев обороны острова Луцавсала в ходе Великой Северной войны (1700-1721). В неформальном Дне русской воинской славы приняли участие депутаты Сейма и Рижской думы от «Согласия», представители латвийских НГО и посол России в Латвии Евгений Лукьянов. 

За годы после приведения памятника в порядок усилиями рижских предпринимателей в 2001 году сформировался четкий ритуал: сначала речи у подножия холма, за которыми следует возложение цветов и дружеское общение в формате фуршета под открытым небом.

До аннексии Крыма в организации и проведении праздника на равных участвовали предприниматели, Русская община Латвии и Российское посольство. Крымская авантюра и объявление Россией гибридной войны коллективному Западу, включая Латвию, добавили туч над русским курганом на Луцавсале. Однако относительно молодая традиция выдержала испытание. У Русского холма продолжают собираться люди разных взглядов, чтобы вспомнить об истории и помянуть героических предков.

В этом году собрались около сотни человек. Люди пришли с цветами и венками. Кто-то из латвийских общественников принес флаг Российской Федерации. Не обошлось без потешных казаков с Андреевским флагом, обшитым желтой бахромой, что добавило происходящему карнавальный оттенок. В выступлениях у холма об актуальной политике не говорили. Председатель думы Русской общины Латвии Вячеслав Алтухов напомнил об истории места. После чего к подножию памятника легли венки и цветы. 

Моменты церемонии. Фото: Игорь Ватолин.

Из официальных лиц на неформальном Дне русской воинской славы был замечен депутат Сейма Сергей Долгополов («Согласие»), а также главы двух комитетов Рижской думы: городского развития — Максим Толстой и транспорта и сообщения — Вадим Баранник (оба из «Согласия»). Участники мероприятия благодарили думцев за благоустройство острова — раньше найти Русский холм среди частных огородов было непростой задачей. Правда, сам мемориал и его ближайшие окрестности изменения не затронули.  Максим Толстой рассказал Новой газете — Балтия, что давно разработан проект дальнейшего развития островной территории, предполагающий строительство нового моста и благоустройство холма с памятником. Все это станет возможным после появления стратегического инвестора, готового вложить деньги в строительство жилых домов на южной оконечности Луцавсалы.   

Политический момент был заметен разве что в отношении собравшихся к российскому послу Евгению Лукьянову, известному своими некорректными высказываниями в адрес страны пребывания. Некоторые из предпринимателей и общественников ограничивались рукопожатием с послом, кто-то по старой памяти заводил беседу, некоторые обходили за версту. Сегодня контакты с токсичным послом могут создать проблемы для бизнеса и репутации.    

Моменты церемонии. Фото: Игорь Ватолин.

Как бы то ни было,  послекрымские реалии РФ не меняют фактов латвийской истории. А 10 июля у Русского холма на Луцавсале остается одним из немногих мест встречи русскоязычных предпринимателей и общественников. 

Моменты церемонии. Фото: Игорь Ватолин.

 

Что отмечаем

Сражение за Ригу (Битва на Даугаве, Битва при Спилве или Переправа через Двину) между саксонско-русской и шведской армиями состоялось 8 (19 по повому стилю) июля 1701 года. После поражение русских войск у Нарвы польский король, он же саксонский курфюрст Август II решил показать союзнику, как следует воевать, и решил в ходе кампании 1701 года захватить Ригу — самый крупный город шведской державы. В составе польско-саксонской армии под общим командованием саксонского фельдмаршала Штайнау (около 20 000 человек) действовал русский пехотный корпус. В распоряжении Карла XII было порядка 24 000 человек. Шведам удалось растянуть силы саксонцев вдоль левого берега реки, так что часть саксонской армии и большинство корпуса Репнина оказалась у Кокенхаузена (Кокнесе). Тем временем шведский король решил дать бой под Ригой, чуть ниже по течению Даугавы, где ширина реки составляла 600 метров. Шведские генералы указывали Карлу на огромный риск при форсировании реки под огнем артиллерии противника, но Карл остался непреклонен.

Форсирование началось 8 июля в 4 часа утра. Шведские саперы подожгли стога сырой соломы, грянули залпы из 28 орудий. Под прикрытием дымовой завесы в первую атаку к левому берегу отправились 15 батальонов шведской пехоты (около 6 000 пехотинцев) и 5 полков кавалерии. Саксонцы обнаружили противника только на середине реки и открыли огонь, на который ответили шведские батареи с паромов. Через три часа после начала переправы первый шведский отряд, в составе которого находился король, высадился на левом берегу у Кремерсгофа (Кремери). После серии шведских атак и саксонских контратак поле битвы осталось за шведами. В критический момент Карл XII личным примером остановил отступление своих солдат, чем переломил ход сражения. У саксонцев были убиты 900 человек, 500 попали в плен. В качестве военных трофеев шведам достались одно знамя, три штандарта, 36 пушек (вся саксонская артиллерия), большие запасы продовольствия, амуниции и боеприпасов. Армия Карла XII потеряла до 300 человек.

В результате незапланированного отхода основных саксонско-польских сил русские подразделения были оставлены на произвол судьбы. В их числе оказался сторожевой отряд на острове Люцау, состоявший из двух рот численностью 289 (по другим данным 400) человек. Забытые союзным и русским командованием, они отказались от капитуляции и продолжали держать оборону против превосходящих сил противника. Шум боя по «зачистке» Люцау в ночь с 8 на 9 июля разбудил шведский лагерь. Карл XII с отрядом кавалерии поспешил к месту сражения. К прибытию короля почти все оборонявшиеся были истреблены. В живых остались двадцать человек, удерживавших небольшой редут. Карл велел пощадить отважных воинов. Что вызвало большое недовольство шведов, разъяренных тем, что в ходе сражения более ста шведских пехотинцев и офицеров были убиты, многие ранены.

Картина современника событий Иоганна Филиппа Лемке (1631–1711) «Шведская армия под руководством Карла XII форсирует Двину», 1701. Остров Люцау, ныне Луцавсала, еле виден в дымке вверх по течению реки.

В 1887 году лифляндский губернатор, генерал-лейтенант Зиновьев обратил внимание на небольшой курган на Луцавсале — тот самый редут, и после исторического расследования объявил сбор пожертвований на сооружение памятника. Шестиметровый монумент из финского красного гранита по проекту инженера Бориса Эпингера был открыт 10 июля 1891 года.

Благодаря расположению на окраинной Луцавсале мемориал русской воинской славы пощадили последующие войны и смены режимов. К началу третьего тысячелетия на граните памятника отложились наслоения грязи, швы памятника поросли мхом и травой. В 2001 году активисты объединяющего русскоязычную предпринимательскую элиту Рижского бизнес-клуба Иван Тыщенко и Евгений Волошин выступили с инициативой сбора средств на благоустройство мемориала. Памятник почистили, изолировали швы и со стороны реки возвели монументальную гранитную лестницу.  С тех пор  русский курган на Луцавсале каждое 10 июля собирает рижан и гостей латвийской столицы.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.