logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Против Лиго и этнографии. Кремлевский пропагандист в поисках нацизма

Против Лиго и этнографии. Кремлевский пропагандист в поисках нацизма
Фото: riga.lv.

Сразу после крымского поворота винта весной 2014 года, когда, воспользовавшись событиями на Майдане, Владимир Путин отдал приказ об аннексии Крыма, проведении спецопераций в преимущественно русскоязычных регионах Украины и объявил гибридную войну коллективному Западу, в российском медийном пространстве будто открылся ящик Пандоры.

Все, что до сих пор считалось непрофессиональным и неприличным, было произнесено, написано и предъявлено. С особой гиперкритичностью в адрес постсоветских стран, выбравших проевропейскую ориентацию.   

С тех пор риторика ненависти немного утихла, но никуда не делась. После краха проекта «Новороссия»  ни лидер нации, ни записные кремлевские пропагандисты больше не акцентируют необходимость немедленного объединения «русского народа, самого большого разделенного народа в мире» (путинская Крымская речь) и «генный код, который почти наверняка является одним из наших главных конкурентных преимуществ» (прямая линия 2014 ) — в моду вошли более тонкие приемы. Однако на протяжении четырех лет одна линия осталась неизменной — усердные поиски фашизма-нацизма (для кремлевской пропагандистской машины это синонимы) за пределами РФ с акцентом на странах Балтии, с особой любовью к Латвии.

В качестве главного доказательства сплошной фашизации латвийской власти и большинства населения традиционно используется шествие с возложением цветов к памятнику Свободы 16 марта — в День памяти принудительно призванных в Латышский легион Ваффен СС. При его освещении российские пропагандисты традиционно забывают упомянуть о неизменной рекомендации членам правительства и парламентариям со стороны высшего руководства страны: воздержаться от участия в означенном событии.  

Помимо мартовских забот пропагандистские ресурсы регулярно находят зловещие признаки в восходящих к традициям студенческих корпораций факельных шествиях и бьют тревогу о появлении на зимний солнцеворот украшений в виде огненного креста (свастики) в курземском Салдусе или стилизованных снежинок в центре Риги.

Но вот чтобы усмотреть триумф неонацизма в главном народном празднике страны, понадобился свежий взгляд извне.      

Известному своей жесткостью в прямом эфире радиоведущему Армену Гаспаряну удалось усмотреть признаки коричневой чумы в… отмечании праздника Лиго. «Уже очень давно праздник солнцестояния стал ассоциироваться в Прибалтике, как и на Украине, с неонацистами. Не в Риге это все придумали, а взято это из постгерманской традиции, изначально гитлеровская партия уделяла много внимания таким традициям», — поведал он латвийскому «Спутнику» накануне летнего солнцеворота.

Армен Гаспарян

А в минувшую субботу в еженедельном обзоре событий стран ближнего зарубежья и Балтии на радио «Спутник» он разразился «такой маленькой лекцией для латышских дебилов из Сейма».  Вопреки общеизвестным фактам (изложенным хотя бы в монографии российского этнографа-балтиста Светланы Рыжаковой «Cultura Lettica: Латышская национальная история и этническая идентичность», Москва, 2017) Гаспарян пояснил, что «в момент формирования латышского государства в 20-е — 30-е годы прошлого века были крайне популярны правые организации,  молодежные и военно-патриотические, как бы мы называли их сегодня. Всякие айзсарги, угунскрустовцы и так далее. Эти люди тщательным образом соблюдали все эти народные традиции. Больше того, они это не сами придумали. Латыши, естественно, ничего своего придумать не могли и взяли все это, соответственно, у немцев в Третьем Рейхе».

Совершенно ясно, что кремлевскому пропагандисту ни разу не доводилось бывать в Латвии на Лиго, где поголовно все отмечают этот праздник. Хотя, возможно, именно блаженное незнание позволяет упорно убеждать свою аудиторию, что в Латвии за сохранение народных традиций отвечают «совершенно определенные люди», то есть неонацисты. «Отсыл туда вот – в кровь предков, в дух почвы. Так это называлось! Сегодня в Германии таких мыслей ни у кого нет. Это потому, что немцы сделали для себя правильные выводы в конце 40-х. Ну а у латышей вариантов нету. Потому что ты постоянно должен отсылать себя к творческому наследию диктатуры Улманиса, которая ровно на этом строилась и была откровенно нацистской. И собственно все эти, что айзсарги, что угунскрустовцы… И сегодня для этой абсолютно невменяемой публики главное национальное достояние — это Легион СС», — самозабвенно витийствовал Гаспарян.

Мне довелось лично пообщаться с Арменом Гаспаряном за полгода до начала Крымской спецоперации, когда он приезжал в Ригу по линии информационного окормления российских соотечественников в клубе «Формат А3». Представленный организаторами как журналист, писатель и радиоведущий московский гость в основном говорил про историю: пытался доказать целесообразность заключения пакта Молотова-Риббентропа и ненасильственность присоединения стран Балтии к СССР летом 1940 года. Воспроизводил откровенные штампы, но местами говорил остро и интересно, демонстрируя отличное знание отдельных разделов истории, в особенности касающихся спецслужб. Аудиторию не оскорблял, на личности не переходил.

Сегодня Гаспарян сетует, что ему вряд ли доведется еще побывать в Латвии, «пока все это не рухнет и не придет нормальное правительство». А о той рижской встрече отзывается так: «Дискуссия, которая должна была там быть, она не случилась по причине малограмотности всей этой публики». Налицо явная эволюция, точнее, деградация. Государственный пропагандист Гаспарян изменился вместе со страной. Неустанно искал проявления и параллели с фашизмом-нацизмом где угодно, только не в собственной стране, которой вроде бы полагается заняться в первую очередь.  

Сейчас на Большой эстраде в Межапарке как раз начинается грандиозный завершающий концерт Праздника песни. Вот уж будет где разгуляться охотнику за нацистами на ровном месте.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.