logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Денег будет меньше

Денег будет меньше

Европейская комиссия обнародовала проект долгосрочного бюджета Европейского союза, который вступит в силу с 2021 года и будет действовать вплоть до конца 2027 года. Руководители ряда стран-членов сообщества выразили недовольство новой финансовой политикой Брюсселя, поскольку многим государствам сократят привычное финансирование на несколько миллиардов евро.

Литва, Латвия, Эстония и страны Восточной Европы, в целом, наиболее чувствительно реагируют на анонсированные перемены. В общей сложности, страны Балтии и так называемой Вышеградской группы, куда входят Польша, Чехия, Венгрия и Словакия, потеряют 37 млрд евро, по сравнению с действующим финансовым периодом 2014-2020. Больше всего беспокойства из-за сложившейся ситуации выражают власти балтийских республик, особенно Литва, финансирование которой урежут на 24% — до 5,6 млрд евро. С аналогичным сокращением дотаций столкнется и Эстония, однако эта страна опережает своих соседей по экономическим показателям, следовательно, последствия будут не столь явными. В Латвии же наоборот дела обстоят хуже, чем в Литве и Эстонии, но именно по этой причине финансовую помощь латышам уменьшат только на 10%.

Литва колеблется

Ситуация в Литве двояка. С одной стороны, Литва более успешна, нежели Латвия, что объясняет решение ЕК сократить помощь первой на 24%. С другой стороны, экономические показатели республики резко контрастируют с более благополучной Эстонией, следовательно, эстонским властям будет гораздо легче совладать с частичной потерей средств, нежели официальному Вильнюсу.

Впрочем, литовские экономисты считают, что ситуация стабильна, поэтому сценарий так называемого апокалиптического развития и разговоры о возможном новом финансовом кризисе по примеру 2008-2009 годов не имеют ничего общего с реальностью. Так, старший экономист Swedbank Нериюс Мачюлис утверждает, что сокращение дотаций незначительно отразится на экономике.

«Если говорить о чистой прибыли — разнице между поступлениями и взносами в общий бюджет ЕС — Литва потеряет более четверти сегодняшних средств. В 2014-2020 размер европейской помощи в чистом виде составит порядка 10 млрд евро, а в последующем финансовом периоде он уменьшится до 7,3 млрд евро. Этот шок смягчат несколько обстоятельств. Прежде всего то, что с момента предыдущей помощи Литва накопила в различных фондах больше 1 млрд евро — в будущем она может их реинвестировать», — рассказал наш собеседник.

Кроме этого, он напомнил о том, что за последние десять лет население в стране сократилось, и этот фактор также повлияет на внутреннее распределение средств.

«За предыдущий период число жителей в стране уменьшилось на 5%, поэтому размер помощи на одного человека сократится незначительно, хотя этот фактор не столь утешает, так как инфраструктуру придется содержать и развивать независимо от того, сколько людей здесь живут. Согласно нашим подсчетам, негативное влияние в связи с сокращением финансовой помощи от ЕС в последующей «семилетке» замедлит рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 0,2% ежегодно. Это неприятно, но не смертельно», — резюмирует Нериюс Мачюлис.

В то же время его коллега Гитанас Науседа, советник президента банка SEB, потенциальный кандидат в борьбе за пост главы государства в 2019 году, утверждает, что Литве нужно разумнее подходить к формированию государственного и муниципального бюджетов.

«Я не могу говорить о том, что нас ждет какой-то кризис, поскольку статистические данные и экономические показатели свидетельствуют об обратном. С момента вступления в ЕС размер ВВП на одного жителя увеличился до 75% от среднего показателя по ЕС, а начинали мы с 46%. В то же время в Литве существует явная проблема с распределением средств, поступающих из еврофондов. В предыдущие периоды самоуправления и государство в принципе потратило множеств средств на облагораживание скверов, фонтанов, тротуаров и прочая, однако это не создает прибавочной стоимости», — констатирует экономист.

По его словам, государство должно четко осознать, что европейские дотации направлены не на «косметический ремонт», а на создание прибыльных экономических проектов. За счет этих средств власти должны аккумулировать представителей бизнеса и оживить регионы.

«Региональные самоуправления должны выйти на новый уровень, а центральная власть им в этом помочь. Использование этих средств в качестве косметики не усилит конкурентоспособность и экономику страны как единого организма в целом. Мы будем жить лучше, если регионы активизируют определенные центры экономической жизни, обеспечат свободное движение рабочей силы и таким образом создадут благоприятные условия для потенциальных инвесторов», — констатировал Гитанас Науседа.

Латвия обеспокоена

Несмотря на то, что Латвия потеряет меньше всех, — размер дотаций в общей сложности сократят на 10-13%, — латвийские чиновники недовольны решением ЕК. Представители Минфина напоминают, что ВВП на одного жителя в Латвии составляет только 65% от среднего показателя по ЕС — это на 10-11% меньше, чем в соседних Литве и Эстонии.

Аналогичного мнения придерживаются и экономисты. Так, например, Янис Грасис, профессор латвийской Высшей банковской школы, в разговоре с «Новой газетой — Балтия» констатировал, что лишение привычных средств сильнее всего скажется на инфраструктурных проектах, а именно на дорогах, которые и так считаются худшими во всем Балтийском регионе.

«В Латвии все привыкли к тому, что нам все время поступают европейские деньги, но пора бы уже научиться зарабатывать самим. Конечно, сокращение помощи из еврофондов станет небольшим ударом для нашей экономики, потому что денег будет меньше, а они очень нужны. Больше всего пострадает дорожная инфраструктура, так как основная часть средств на эти проекты шла из ЕС. Все это, разумеется, скажется на качестве наших дорог. При этом я стараюсь мыслить позитивно, наша главная задача сегодня — качественно распоряжаться средствами, платить налоги и научиться зарабатывать, а через деньги придут инвестиции», — говорит он.

Эстонский оптимизм

Эстонские руководители подчеркивают, что их страна добилась большего, нежели Литва и Латвия. Когда Эстония вступила в ЕС, уровень ВВП на душу населения составлял около 54%, сегодня же он достиг 76%, поэтому не стоит удивляться, что в Брюсселе намерены сократить финансовые потоки, говорит бывший эстонский премьер, вице-президент ЕК Андрус Ансип. По его словам, это решение принято соразмерно с общими показателями. В будущем периоде ЕК увеличит финансирование Испании, Италии, Португалии, Греции, Кипру, и это логично, поскольку, скажем ВВП той же Греции упал с 97% от среднего по ЕС до 69%.

Эстонский экономист Петр Верницкий, профессор-эмерит Высшей школы предпринимательства Mainor, утверждает, что к новости о сокращении средств нужно относиться спокойно. За эти годы экономика страны существенно окрепла, а власти смогли подготовиться к упомянутым переменам.

«На вопрос о том, отразится ли уменьшение помощи от ЕК на эстонской экономике, мой ответ короткий — не отразится. ЕС является экономической организацией, поэтому не стоит удивляться тому, что сообщество урежет финансирование. В странах Балтии все давно и прекрасно знали — если экономика растет, а в Эстонии она растет гораздо быстрее, чем в других странах ЕС, то уровень помощи из структурных фондов уменьшается. Из этого не нужно делать трагедию. На мой взгляд, у страны было время для того, чтобы подготовиться», — сказал он «Новой газете — Балтия».

Окончательное решение по поводу субсидирования стран европейского сообщества еще не принято. Точные параметры нового семилетнего бюджета ЕС будут согласованы после длительных и сложных переговоров, которые займут не менее года. Бюджет должен быть утвержден Европарламентом и получить единогласное одобрение всех стран-членов ЕС.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.