logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Избирательной Акции Поляков Литвы решать проблему польских имен невыгодно»

«Избирательной Акции Поляков Литвы решать проблему польских имен невыгодно»
Фото: фото из личного архива

Почему молодые люди идут в политику, чем некоторых поляков привлекают традиционные литовские партии, почему им не нравится польская партия, которая отстаивает интересы польского меньшинства в Литве, что происходит внутри партии социал-демократов — на эти и другие вопросы ответил Роберт Духневич, глава отделения партии социал-демократов Вильнюсского района.

Зачем молодому и успешному человеку идти в политику?

Я учился на юридическом факультете университете имени Ромериса в Каунасе, и когда после учебы вернулся домой, в Вильнюсский район, подумал, что надо что-то делать, чтобы изменить набивший оскомину уклад жизни в нашем районе. У нас уже много лет доминирует одна политическая партия — Избирательная Акция Поляков Литвы — Союз Христианских Семей, я видел, как живут люди в других регионах страны, там разные партии, существует конкуренция — политики стараются, чтобы было лучше. Вот я и решил создать конкуренцию нашим засидевшимся у власти политикам. Пришел сюда, в региональный отдел, нашел единомышленников — так я и стал политиком.

То есть вы утверждаете, что в литовской глубинке люди живут лучше, чем в наших районах?

Да, таким самоуправлениям, как, например, из Тельшяй или Мариямполе более эффективно удалось воспользоваться помощью из Евросоюза. В Вильнюсском самоуправлении напротив —только теперь, когда европейское финансирование сократится, взялись за работу и стали что-то делать. Мы потеряли несколько лет и, к сожалению, в этом виновата власть.

Тогда может стоило вступить в польскую партию и попытаться изменить что-то изнутри, а не вступать в ряды социал-демократов?

Быть может потому, что это своеобразный вызов, а я люблю принимать такие. С другой стороны, это идеология, идеология социал-демократов мне гораздо ближе, чем идеология консервативной, христианской партии поляков.

С каким приемом вы встретились в рядах «литовской партии»?

В это отделение партии я пришел вообще никого не зная, прочитал несколько книг об идеологии партий, то, чем они занимаются — и все. Причем пришел в отделение партии в Вильнюсском районе, а не в Вильнюсе, где было бы намного легче. Сначала все смотрели с любопытством, но в свой круг приняли очень быстро. Мне помогли стать политиком, теперь, когда прошло четыре года, я самый молодой председатель отделения партии социал-демократов в Литве.



Как на вашу политическую деятельность отреагировали знакомые и друзья, а также политики из Избирательной Акции Поляков Литвы?

Насчет Акции не знаю, замечаю только, по некоторым словам, что считаются с конкуренцией с моей стороны, но что касается друзей, то могу сказать — некоторых из них я потерял. Почему? Нечего скрывать, у нас в районе рабочие места получают люди, которые связанные с Избирательной Акций Поляков, среди моих друзей… бывших оказались такие, которые находятся в зависимости от этой политической силы. Вот они мне и говорили: «куда ты идешь, зачем идешь, что ты делаешь, это неправильно». С другой стороны, среди моих друзей и знакомых оказались и те, кто оказал мне поддержку. Вот так и выяснилось, кто настоящий друг, а кто нет.

Это нормально, что люди получают рабочие места в зависимости от симпатии к тем или иным политическим силам?

Каждая партия, которая приходит у нас в стране, старается как можно больше укрепить свои позиции. Но если ты создаешь рабочие места только для своей организации, а твои работники работают далеко не компетентно, — я такого не поддерживаю. К сожалению, недавно мы могли в этом убедиться, когда выяснилось, что некоторые сотрудники Вильнюсского самоуправления в рабочее время заходили на странички с порнографическим содержанием. Лично знаю, сотрудников этого отдела — люди в своем деле разбираются плохо, а ведь есть другие, вполне умные, которые хотели бы и могли бы работать хорошо, но такой возможности им никто не предоставит.

Политика не игра, в ней достается и близким, и знакомым. Вы уже упомянули что с некоторыми друзьями пришлось расстаться, было ли что-то еще?

Пока что сильного давления нет, но… некоторые из моих знакомых рассказали, что с ними уже разговаривали обо мне. Намекали, что с таким, как я, не стоит общаться. Родственников моих пока что не тревожили и, надеюсь, не будут.

Мы с вами только что говорили о том, что Избирательная Акция Поляков находится уже приличный срок, как это влияет на ее методы управления регионом?

Я бы не сказал, что все плохо, они на самом деле стараются и заботятся о своем регионе, но когда нет конкуренции и подавляются ее любые признаки, организация начинает постепенно расслабляться, работать в полсилы. Тех, кто не соглашается с политикой партии, стараются задвинуть на задворки, в результате чего теряем компетентных людей. Думаю, что подобная схема очень плохая, хуже всего, что люди из ИАПЛ закрылись в своем кругу, чураются работать и сотрудничать с негосударственным сектором. Точно такая же ситуация повторяется с молодежью. Ничего не меняется, все идет по кругу. фото из личного архива

Какие, по вашему мнению, самые большие проблемы у польского и русского национальных меньшинств в Литве?

У польского, мне кажется, это современная культура и школы. В среде русского меньшинства намного раньше, чем в среде польского, возникла своя субкультура молодежи, в польском она только-только рождается. Такие музыкальные молодежные группы, как Black Biceps или Wi’len’ska, возникли относительно недавно. Вот такой нарождающейся молодежной среде надо было бы уделить какую-то помощь. Нужно что-то делать и с системой школ, которая с трудом реагирует на вызовы изменяющегося общества. К другим аспектам я бы отнес возможность использовать все права, которые должны принадлежать национальным меньшинствам.  Например, для поляков — это вопрос написания в паспорте в оригинале своего имени и фамилии или таблички с двуязычными названиями улиц — на польском и литовском языках.  

Почему эти проблемы не удалось решить до сих пор? Почему они существуют?

Самая большая проблема в том, что не хватает политической воли. Все партии, может быть, об этом и говорили, но ничего не сделали, перекладывали вину один на другого. Точно также было и у нас, в социал-демократической партии. К сожалению, в Литве немного политиков, которые бы делали то, что обещали. В свою очередь Избирательной Акции Поляков Литвы  эту проблему решать невыгодно, потому что конфликт приносит им выгоду — голоса избирателей.

Партия социал-демократов сейчас переживает не лучшие времена, относительно недавно ее сотряс раскол, часть лидеров вышла из ее состава и занялась созданием собственной партии.

То, что партия якобы раскололась, очень далеко от истины. В общей сложности, из ее рядов вышло, наверное, все лишь около 200 человек из 18 тысяч членов, но поскольку ушли бывшие лидеры — Гедиминас Киркилас, Альгирдас Буткявичюс, — то все пришли к выводу, что партия раскололась. На самом деле все не так, партия становится такой, какой должна бы была быть. Наш новый председатель Гинтаутас Палуцкас старается воссоздать настоящие социал-демократические ценности.
 
Президентская гонка уже фактически началась, ваша партия уже определилась с кандидатом?

Пока еще нет, региональные отделения советуют те или иные кандидатуры, но все-таки кандидат должен самостоятельно выдвинуться. Вилия Блинкявичюте отказалась, Витянис Андрюкайтис  занимает пост еврокомиссара и не спешит включаться в борьбу за президентское место, поэтому точно сказать, кого выдвинет партия, можно будет только осенью.

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.