logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мы выходим на Литву, а дальше возьмем всю Прибалтику»

«Мы выходим на Литву, а дальше возьмем всю Прибалтику»
Фото: фото из личного архива

Вряд ли кто-то может поспорить с тем, что одними из главных воспитателей современного общества являются поэзия и музыка, имеющие колоссальное влияние на людей. Последние, в свою очередь, становятся естественными участниками значимых общественно-политических процессов.

Вспомните масштаб влияния поэтов на заре Февральской и Октябрьских революций, или того же рока в 1980-е и 1990-е в Советском Союзе. Именно тогда рок-музыка ознаменовала собой начало кардинальных перемен, двигателем которой стало молодое поколение. Всего за какой-то десяток лет это направление смогло поглотить умы десятков миллионов, взрастить поколение бунтарей, сыгравшее не последнюю роль в уничтожении старого строя. Недаром события, которые привели к независимости Литвы, Латвии и Эстонии называют «поющей революцией».

Сегодня же молодежь и общество захлестнула совершенно новая волна – хип-хоп и рэп-музыка, апогеем успеха которой стали рэп-баттлы. Сейчас к этому направлению многие относятся так же критично, как в свое время и к року. Несмотря на огромную популярность, это искусство, которое нередко называют «помойным» из-за обилия нецензурных выражений, остается андерграудным. Тем не менее, отрицать масштаб его влияния и революционность нельзя. Достаточно обратиться к цифрам — среднее количество просмотров рэп-баттлов в русскоязычном пространстве YouTube составляет около 20 млн, а самые популярные набирают по 40 млн — немыслимые цифры для телевидения.

Рэп-баттлы пришли к нам из Нового Света, хотя справедливо напомнить, что подобные поединки уже проходили на заре прошлого столетия, однако тогда назывались поэтическими дуэлями, ярчайшими участниками которых становились Есенин и Маяковский. Современную Россию они захлестнули пару лет назад, а вот до Литвы эта культурная революция еще не дошла, но уже активно стучится в дверь. Здесь это направление развивают русскоязычные ребята из приморской Клайпеды. У истоков литовских рэп-баттлов — что на русском, что на литовском языках — стоят именно русские исполнители. Большинство из них не оканчивали консерваторий, не занимались этим профессионально, все они учатся на своих собственных ошибках, но продолжают этим заниматься, чувствуя принадлежность к уникальному явлению XXI века — рэп-культуре и эпохе рэп-баттлов.

О том, чем живет локальная рэп-индустрия, как она развивается и будет ли такой же «шумной», «Новая газета – Балтия» поговорила с клайпедским исполнителем, лидером неформальной группы Memelburg Rap Battle Юрием Тихомировым, известным также как MC TJ. Именно он является одним из вдохновителей местных рэп-баттлов, получивших большой отклик среди молодежи.

фото из личного архива

Когда ты стал заниматься рэпом и что тебя подтолкнуло к этой идее?

Первый рэп-текст я написал в 14 лет, тогда я был в 8-м классе. Сложно сказать, почему. Видимо, накипело. К тому времени я уже познакомился с творчеством группы «Центр», с них и начался этот путь. Позже я продолжил писать тексты в старшей школе. Писал на заказ одноклассникам, у которых была возможность записываться в студии. Тогда мне студия казалась чем-то заоблачным. Да и правильно читать эти тексты я не умел. В школе надо мной часто подшучивали, называя «Юра Рэп», потому что я всегда выделялся своим поведением и манерой одеваться. Часто за это и доставалось, но ни о чем не жалею.

Более серьезно к этому вопросу я подошел уже в конце первого курса, когда появился нормальный компьютер и возможность ставить нужные программы. То, что я делал тогда, рэпом назвать можно лишь с большой натяжкой. Качество было ужасным, а зачитывал еще хуже. Но тогда мне казалось, что это крутые треки. Я заливал их в сеть, меня критиковали.

Так прошел 2013 год. Позже мне пришлось отстраниться от рэпа на пару лет, я возвращался к нему лишь изредка. Осознанно же я вновь вернулся к этому в апреле 2018 года, поскольку недавно у меня появилась собственная студия. Именно весной благодаря близким друзьям и единомышленникам я наконец-то нашел свой стиль и свое звучание, которые отразились в песне «MC TJ — Look At Me».

Расскажи, почему тебя привлекает именно это музыкальное направление?

С детства я слушал самую разную музыку. От тяжелого рока до клубных качающих песен. Читал много классики и писал стихотворения, небольшие истории. С рэпом я столкнулся в 8-м классе. Открыл для себя группу «Центр», чуть позже Noize MС. И я понял, что сам хочу делать рэп. Я учился в музыкальной школе, но мне было сложно петь и держать ритм из-за нарушенной с детства координации.

На то, чтобы попасть в бит, я потратил последние 5 лет, но труды увенчались успехом. Сам по себе рэп — это стихи, это поэзия. Благодаря этому я могу привести в порядок мысли, изложить их на бумаге, связать их с музыкой и поделиться этим... Сложно сказать, почему именно рэп, но в нем я нашел возможность реализовать свой творческий потенциал.

фото из личного архива

Доволен ли ты тем, что происходит в русской рэп-культуре, которая живет своей жизнью, либо же тебя привлекает традиционный американский стиль, где все это зародилось?

Если честно, я долго сторонился американского рэпа. Если говорить об английском, то довольно много слушал Эминема. А вот на протяжении последних трех месяцев я стал копаться в этой теме, изучать разных исполнителей, разные направления. Я понял, что русские артисты заимствуют почти все фишки и манеру исполнения у Запада. Именно поэтому я обратился к первоисточнику. С тех пор у меня на репите идут лучшие западные музыкальные треки последнего года. Это не значит, что я собираюсь кого-то байтить... Много раз я пытался делать каверы, но даже этого не выходит. Мир словно говорит мне — у тебя свой путь и свой стиль. Однако прослушивание этой музыки помогает познать все разнообразие рэпа и открыть что-то свое.

Сам по себе рэп отдает первостепенное значение не столько музыке, сколько словам — некой философии, где музыка лишь помогает упорядочить свои мысли. Есть ли какие-то авторы, писатели, поэты, известные рэп-исполнители, оказавшие влияние на твое творчество?

Рэп действительно является философией по своей сути. Сама по себе философия мало кому интересна, но люди поразительно легко принимают и воспринимают ее через рэп... Бит можно сравнить с маслом, которое помогает идеям легком проникнуть в подсознание слушателя. Если говорить о писателях — их много, так как я прочитал немало: люблю Жюля Верна, Дюма, Достоевского, Толкина, Гаррисона, Люиса... Если говорить о рэп-исполнителях, то очень вдохновляюсь творчеством Оксимирона. Я считаю его лучшим автором в русском рэпе.

Я не ошибусь, если скажу, что на серьезный уровень ты вышел тогда, когда стал продвигать так называемые рэп-баттлы в Клайпеде. В России и США к ним приковано внимание десятков миллионов. Объясни, почему эта тема настолько «хайповая»?

Баттлы стали фундаментом и стартапом, которые привнесли в мою жизнь много нового и полезного. Почему это движение столь популярно? На мой взгляд, здесь можно провести параллель с древнегреческим амфитеатром или римскими боями гладиаторов. Все всегда просто — люди хотят хлеба и зрелищ. Алкоголь, два агрессивных человека — и словесный поединок уже начался... А словом, как известно, можно и убить. В частности, Оксимирон отлично продемонстрировал это на баттле с Джонибоем. Последний был восходящей звездой из Риги. Этот бой он проиграл, хотя сам и вызвал своего соперника баттлиться. После этого поединка он бросил рэп, впал в глубокую депрессию и в корне пересмотрел свои взгляды на жизнь.

С другой стороны, баттл — это отличный способ относительно мирно разрешить споры и конфликты. Отличным примером может служить поединок Гуфа и Птахи. Кто-то приходит за «хайпом» и получает его, а кого-то замечают, и он становится лейблом. Каждый преследует собственные цели, но глобальная задача баттлов одна — «дать шума!»

Несмотря на популярность рэпа, в Литве это направление еще совсем не развито. Согласен ли ты с тем, что рэп так и останется андеграундным искусством, не очень понятным и доступным широкой аудитории?

Если бы я был с этим согласен, то, наверное, не стал бы заниматься рэп-баттлами, создавать студию, доступную практически каждому, кто хочет попробовать себя в этом жанре. Если бы я не верил в успех этого направления, я бы не стал так активно продвигать творчество своих ребят на YouTube и в соцсетях. Но все это делается... И на русском, и на литовском, и даже на английском языках. Мы налаживаем связи с общественностью. И даже это интервью служит примером того, что мы движемся вперед, выходим на некий новый уровень. Возможно, все идет не так быстро, как нам бы того хотелось, но достижения уже есть. Этой осенью стартует четвертый сезон поединков. Мы работаем над тем, чтобы пригласить людей из других городов и соседних стран. Андерграунд всегда был и будет, но не стоит забывать и о других направлениях рэпа, которые считаются более массовыми. В любом случае я продолжу работать над популяризацией рэпа не только в Клайпеде, сейчас мы выходим на Литву, а дальше возьмем всю Прибалтику.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.