logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Накануне «Балтийского прайда»

Накануне «Балтийского прайда»
Фото: Baltic Pride 2016 в Вильнюсе (фото: Константин Рубахин)

9 июня в Риге пройдет «Балтийский прайд» — ежегодный гей-парад, посвященный правам сексуальных меньшинств. Прайд по очереди проходит в одной из трех балтийских столиц: в прошлом году это был Таллин, в следующем будет Вильнюс. Первый «Балтийский прайд» прошел в Таллине в 2009 году.

Балтийские страны сильно отстают от других стран ЕС в плане законодательного обеспечения и соблюдения прав сексуальных меньшинств. В докладе за 2017 год Организация по защите прав сексуальных меньшинств ILGA, сравнив все европейские страны по нескольким десяткам критериев — от легализации однополых браков до раскрываемости преступлений, совершенных на почве ненависти к гомосексуалам, —пришла к выводу: хуже всего с правами секс-меньшинств дело обстоит в Латвии. По результатам исследования ILGA, рейтинг терпимости Латвии — всего 16%, Литвы — 21%. Лучше всего из балтийских стран ситуация в Эстонии — ее рейтинг 39%. Однако и Эстония сильно отстает от показателей лидеров рейтинга: по данным исследования, лучше всего права сексуальных меньшинств соблюдаются на Мальте (91%), в Бельгии (79%), Норвегии (78%), Франции (73%), Великобритании (73%), Финляндии (73%).

Из 28 стран ЕС однополые браки легализованы в 14. Еще в девяти странах представители секс-меньшинств могут заключить акт о гражданском партнерстве, в рамках которого партнеры имеют практически те же права, что и люди, состоящие в браки. К числу последних стран недавно присоединилась и Эстония.

ЛАТВИЯ

В марте депутаты Сейма разрушили надежды многих представителей ЛГБТ, отклонив законопроект о сожительстве, инициированный депутатом Юрисом Пуце. В законопроекте предлагалось дать неженатым парам возможность узаконить свои отношения у нотариуса, тем самым дав им те же права, что и у партнеров в браке: в частности, на совместную опеку над детьми, право принимать медицинские решения за своего партнера, ставшего жертвой несчастного случая или тяжелой болезни, право ухода по инвалидности — и так далее. Законопроект касался как гетеросексуальных, так и гомосексуальных пар, однако для представителей сексуальных меньшинств он стал бы единственной возможностью юридически оформить отношения.

Baltic Pride 2016 в Вильнюсе (фото: Константин Рубахин)

Сейчас такая возможность в Латвии отсутствует. И это не единственная проблема, с которой сталкиваются представители ЛГБТ. Например, в отличие от соседней Эстонии, в Уголовном кодексе Латвии нет статьи, которая защищала бы людей от преступлений, совершенных на почве ненависти к гомосексуалам. Такие преступления классифицируются по стандартным статьям — хулиганство или причинение вреда здоровью — однако в странах, где статья с такой формулировкой есть, мотив ненависти утяжеляет наказание.

На данный момент, единственная организация, объединяющая представителей сексуальных меньшинств в Латвии, — ассоциация ЛГБТ и их друзей Mozaika. Ассоциация появилась в 2006 году и сейчас насчитывает около 200 членов. По словам председателя организации Каспарса Залитиса, прав у ЛГБТ-сообщества в Латвии действительно немного.

«Единственное, что у нас закреплено законодательно, — это защита от трудовой дискриминации из-за ориентации, — говорит Каспарс. — Еще один момент, который есть:  в Латвии могут просить убежище представители ЛГБТ, если им на родине грозит опасность из-за ориентации».

Каспарса беспокоит отсутствие статьи о преступлениях на почве ненависти. По его словам, для страны ЕС это довольно редкий прецедент. Кроме того, люди часто сами отказываются идти в полицию, опасаясь встретить там непонимание.

«Например, мы знаем, у нас были такие случаи, когда нападали на геев и лесбиянок, но люди просто не шли в полицию, — рассказывает Каспарс. — Пару недель назад напали на одного мужчину около клуба. Он вызвал полицию. Полиция насмехалась над этим человеком, спрашивала, почему он так одет».

По словам Каспраса, в его окружении много людей, которые скрывают свою ориентацию от коллег, друзей и даже родных. Некоторые в конце концов устают — и переезжают в другие страны, где отношение к геям и лесбиянкам более толерантное.

«Очень многие уезжают из Латвии, потому что здесь они не могут не быть собой. Это одна из причин, по которой уезжают хорошие профессионалы — они едут туда, где так же могут найти работу, но где при этом более открыто и более безопасно», — говорит Каспарс.

ЛИТВА

В Литве за последние десятилетия улучшилась ситуация с правами представителей ЛГБТ-сообщества. Главным образом это связано со вступлением в Европейский союз, в результате которого законодательство республики было существенно либерализовано. В частности, именно в 2003 году — накануне присоединения к ЕС — в Литве приняли так называемый закон о равных возможностях, запрещающий ущемлять людей в госструктурах, образовательных учреждениях и на рабочем месте в целом из-за их сексуальной ориентации.

С другой стороны, отношение рядовых граждан к представителям секс-меньшинств по-прежнему негативное. Несмотря на то, что сегодня во властных структурах ведутся дискуссии о возможности узаконить однополое партнерство и даже браки, широкие слои населения пока не готовы принять подобные преобразования. Согласно последнему опросу Литовской нотариальной палаты, абсолютное большинство граждан не поддерживают эту идею: против партнерства высказываются порядка 74% жителей, а браки не поддерживают свыше 80%. В то же время, по сравнению, с 2013 годом, число противников сократилось на 5% и 4%. За последние пять лет количество литовцев, одобряющих и партнерство, и браки в целом увеличилось с 7% до 11% и с 5% до 7% соответственно.

Baltic Pride 2016 в Вильнюсе (фото: Константин Рубахин)

Необходимо отметить, что партнерством как социальным правом обделены не только секс-меньшинства, но и традиционные пары. На данный момент люди могут узаконить отношения только в ходе регистрации в ЗАГСах, то есть путем брака. Лидеры ведущих политических партий признают, что ситуацию нужно менять. За юридическую легализацию гомосексуальных отношений высказываются не только лидеры либералов, но и правящих аграриев, консерваторов, социал-демократов, лейбористов. Непримиримыми противниками остаются лишь правоцентриская партия «Порядок и справдливость» и «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей».

На вопрос о том, как же сами представители ЛГБТ-сообщества оценивают то, что происходит в Литве, многие отвечают по-разному. С одной стороны, за последние 10-20 лет ситуация действительно изменилась в лучшую сторону. В 2016 году, например, в «Балтийском прайде» приняли участие около 2 тысяч человек, что стало абсолютным рекордом для Вильнюса за все время проведения таких мероприятий.

«Ситуация в Литве медленно, но меняется в лучшую сторону. В частности, в «радужном индексе» мы поднялись с 39 на 37 позицию. Свое отношение меняют и власти. В июне 2019 года в литовской столице пройдет Baltic Pride Vilnius 2019, и вильнюсские власти уже выдали нам разрешение на проведение соответствующих мероприятий. Тем не менее, это не значит, что у нас все хорошо», — говорит председатель Литовской лиги геев (ЛГЛ) Владимир Симонко.

С другой стороны, по его словам, проблемы с нарушениями прав секс-меньшинств и предвзятым отношением политиков и общества в целом по-прежнему есть, и работать в этом направлении нужно еще очень долго. Представители ЛГБТ-сообщества даже считают, что в Литве ситуация хуже, чем в соседних Латвии и Эстонии. Причины называются самые разные, однако многие связывают это с тем, что Литва — страна с глубокими католическими традициями, поэтому литовское общество консервативнее по своей сути.

Как говорят в ЛГЛ, одной из самых серьезных проблем остается ситуация в школах, то есть среди молодежи. Согласно последнему опросу этой организации, который обнародовали в Международный день борьбы с гомофобией, 17 мая, свыше половины всех опрошенных подростков в возрасте от 14 до 18 лет подвергались травле, насмешкам или осуждению из-за своей «неправильной» сексуальной ориентации. Большинство из них чувствуют себя небезопасно, а свыше 90% намерены эмигрировать из страны сразу после школы. С другой стороны, критики подобных опросов утверждают, что желание школьников уехать за границу совершенно некорректно связывать с их принадлежностью к ЛГБТ. Об эмиграции в целом, по данным школьной интернет-системы TAMO, думают свыше 80% абитуриентов, следовательно, это базовые общереспубликанские тенденции.

ЭСТОНИЯ

В Эстонии ситуация с правами сексуальных меньшинств значительно лучше, чем в Литве и Латвии. Как и в Литве, большое влияние на дальнейшее развитие прав и свобод оказало вступление Эстонии в ЕС. Сразу же после вступления в Евросоюз, в 2004 году, прошел первый гей-парад, согласие на проведение выдала городская канцелярия Таллина, а сам парад был приурочен к Международному дню борьбы с гомофобией.

Помимо Христианской народной партии Эстонии, направившей гневные обращения в горуправу столицы с требованиями запретить парад, свое негативное отношение высказывали многие граждане.

С того момента прошло 14 лет, однако жители Эстонии не развили глубокую толерантность к секс-меньшинствам. Согласно опросам эстонского центра по правам человека, только 41% людей в Эстонии относятся к представителям ЛГБТ положительно, 7% нейтрально, а 52% считают гомосексуализм неприемлемым.

В 2006 году возбуждение ненависти по отношению к ЛГБТ стало в Эстонии уголовно наказуемым. Однако несмотря на ряд обращений в полицию, ни одно дело не было открыто.

Baltic Pride 2016 в Вильнюсе (фото: Константин Рубахин)

Постепенно был принят ряд законов, запрещающих дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. В 2004 закон запретил дискриминацию в сфере труда, а законом 2009 запрет расширили на сферы здравоохранения, социального обеспечения, образования и предоставления товаров и услуг. Тем не менее, по результатам того же опроса центра по правам человека, менее половины жителей Эстонии отнеслись бы спокойно к тому, что школьным учителем их ребенка станет гей или лесбиянка. Менее половины проголосовали бы на выборах за кандидата с нетрадиционной ориентацией.

В 2016 году вступил в силу «Закон о сожительстве», позволяющий регистрировать гражданские союзы. Он дает возможность однополым и разнополым парам узаконить отношения без заключения официального брака. Такой союз дает право на внутрисемейное усыновление детей, в том числе и в однополых парах. Усыновить можно биологического ребенка партнера, или же ребенка, опека над которым уже оформлена. Менее 30% жителей Эстонии одобряют право однополых пар усыновить ребенка даже при официальной регистрации отношений.

Несмотря на узаконенные права и свободы, положение ЛГБТ остается шатким. В законодательстве по-прежнему остаются пробелы, например, положение и свободы трансгендеров никаким образом не регулируется. Отношение людей остается предвзятым, это чувствуется в решениях судов низших инстанций. Хотя сами представители ЛГБТ-сообщества считают, что ситуация меняется к лучшему.

«Среди сотрудников нашего общества и множества других компаний есть представители ЛГБТ. Люди в общественном пространстве и в медиа-пространстве привыкли говорить о своих личных успехах и деловой компетенции, нежели об ориентации», — считает представитель Эстонского общества ЛГБТ Бригитта Давидянтс.

Мария Епифанова, Денис Параскевич, Даниил Кривко

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.