logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Секс в СССР был, и какой!

Секс в СССР был, и какой!
Фото: Андрей Шаврей

Если у вас есть возможность, в ближайшее время посетите рижский кинотеатр Splendid Palace (кстати, жемчужина югендстиля!). Там сейчас демонстрируется удивительнейший фильм латвийского кинорежиссера Инары Колмане «Двойная жизнь. Секс и СССР», на рижской премьере которого побывал корреспондент «Новой газеты — Балтия».

Понятно, что уже название интригует, будоража фантазии зрителя. Но эта часовая лента стоит того, чтобы ее посмотреть. В любом случае, в ближайшее время этот фильм до вас дойдет — в Европе он уже показывается, а премьера во Франции, при участии которой был создан фильм, состоялась осенью.

Госпожа Колмане — личность в латвийском кинематографе достаточно заметная, недавно сняла полнометражный художественный фильм «Билле» по мотивам мемуаров национального классика Визмы Белшевицы, номинировавшейся на Нобелевскую премию по литературе. А еще раньше сняла весьма интересный документальный фильм об академике Андрее Сахарове.

«Идея нынешнего фильма родилась при участии моего супруга и французских знакомых, — рассказала «Новой газете — Балтия» госпожа Колмане. — Хотелось чего-то нового, но не столь идеологического...»

В результате вышли к теме секса в СССР, которого, как известно, вроде бы в стране победившего пролетариата и не было, но дети ведь как-то рождались! В общем, для нашего, постсоветского зрителя эта тема, как ни странно звучит, по-прежнему идеологическая. В отличие от тех же французов, которые, по словам Инары, на премьере зачастую смеялись в полный голос.

И их смех понятен. Например, в фильме использована беседа с российским сексологом Львом Щегловым, который в кадре читает документ из архивов КГБ-ФСБ — это декрет Саратовского совета народных депутатов в самом начале советской власти. В нем написано, например, что «любая комсомолка должна быть открыта половому желанию комсомольца, иначе она мещанка». И вообще, сексуальная жизнь в самом начале советской власти была весьма изощренная — поощрялась свободная любовь с любой женщиной, исключая тех, у кого больше пяти детей. Был в начале 1920-х даже фильм «Третья мещанская или Любовь на троих», активно показывавшаяся на экранах. 

«Гайки закручивать» стали уже после смерти Ленина, которого в ленте уличают (и вполне справедливо, кстати) в двойной морали — сожительствовал с красавицей Инессей Арманд, а официально жил с Надеждой Крупской, весьма далекой от канонов красоты. Вожди СССР и положили начало той самой «двойной жизни».

При Сталине секс был запрещен, как понятие. Максимально обнаженное тело могло быть  увидено официально только по время физкультурных парадов. Могла быть и скульптура девушки просто в майке и трусах, но... тогда обязательно с веслом!

И все-таки какой-то секс был, раз в СССР первые презервативы создавали еще в тридцатых годах в Баково под далеким Армавиром и пользоваться этим «резиновым изделием номер 2» было просто невозможно — рвались в кульминационный момент. Кстати, «резиновое изделие номер один» делали там же — противогазы. Поэтому массово в СССР были аборты.

Но было и чудо — при Хрущеве границы приоткрылись, и провели международный фестиваль молодежи и студентов. Парки и насаждения были полны влюбленными, а через год появились темнокожие младенцы, так называемые «дети фестиваля».

«Двойная мораль», несмотря на пример дедушки Ленина (Арманд-Крупская), преследовалась и при Брежневе. В фильме рассказывают историю известного латышского политолога Юргиса Лиепниекса о том, как его отец, редактор популярного журнала «Лиесма», полюбил ответственного секретаря того же издания. Жена написала письмо в партком, дело разбиралось на высшем уровне — в фильме виден документ за подписью первого секретаря ЦК Компартии Латвии Августа Восса!

В случае с Лиепиниексом-старшим было еще не так страшно — его просто понизили в должности, он-таки женился на любимой и появился на свет ныне политтехнолог, в кадре внимательно изучающий документы отца в архиве.

Но действительно сложные моменты были с гомосексуалистами. В фильме фигурируют исписанные мелким почерком дневники латышского гомосексуалиста советских времен, посещавшего суды над «собратьями по несчастью» — дневники были сохранены на чердаке в десятках тетрадях, одно чтение занимает шесть лет! Уникальный документ эпохи!

Секс по-советски — это фотохудожник из далекого Новокузнецка Николай Бахаров, с которым есть интервью в фильме и который уже тогда снимал «обнаженку» в стиле «ню» — причем, в обыденных советских «хрущевках». Теперь выставляет те свои фотографии в ведущих галереях Европы.

И как кульминация всего этого — прорыв-оргазм в перестроечном фильме 1988 года «Маленькая Вера», когда впервые на советском киноэкране показали половой акт, а исполнительница главной роли Наталья Негода уехала в Америку, где снялась в журнале Playboy.

Или еще одна менее знаменитая история — в конце 1980-х в знаменитом латышском детском журнале «Синичка» появились картинки, популярно объясняющие маленьким читателям, как они появляются на свет. Тогда было много критики, но редактору пришло и письмо, после которого невозможно сдержать слезы. У одиннадцатилетней девочки начались месячные, она испугалась — не знала, что это такое и что делать. Дабы прекратить месячные, зашла в ледяную воду. И погибла. Мама написала: «Как жаль, что этот журнал вышел так поздно...»

Секс в СССР был! И здесь много героев — и «дальнобойщик», и простой трудяга, который жил с разными девушками, иногда с несколькими, и все время их менял. «Одна на кухне ужин готовит, а другая в постели, это такой кайф», — вспоминает он молодость в  кадре. И это замечательно! Ведь как говорил Зигмунд Фрейд, «все, что вы делаете в постели — прекрасно, главное, чтобы это нравилось обоим».

А в результате перед нами — небольшая киноэнциклопедия о сексе в СССР. Давно пора было!

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.