logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Безопасность в торговых центрах

Безопасность в торговых центрах

По прошествии месяца после страшной трагедии в сибирском городе Кемерово, где в торговом центре «Зимняя вишня», по официальной информации, из-за пожара погибли 60 человек, наверное уже можно постараться понять глубинные причины трагедии, причины глобальные, которые могут привести к повторению этого кошмара — в том числе, и в странах Балтии.

Можем ли мы считать, что у нас абсолютно все в порядке и мы застрахованы от беды? Конечно же, нет. Мало того, само наличие аварийных выходов и огнетушителей с сигнализацией говорит о том, что вероятность пожара изначально учитывается в проекте здания. Вопрос в том, могут ли люди воспользоваться всеми этими возможностями в случае возникновения критической ситуации, и насколько ее возникновение вероятно?

Я намеренно вывожу за скобки катастрофу, которая происходит по чьей-либо злой воле. Зачастую наплевательское отношение к правилам, хаос, нарушение инструкций и надежда на «авось» могут оказаться страшнее всего. Поскольку такое положение вещей делает возможным свободное течение всевозможных случайностей, и катастрофа — это просто финальный аккорд этой цепи, но уже вполне закономерный.

С научной точки зрения, любая катастрофа связана с конкретными природными факторами. Например пожар — это природная катастрофа, связанная с горением различных материалов. Обрушение здания — тоже природная катастрофа, связанная с превышением прочности перекрытий. И здесь важно понять, насколько то или иное сооружение готово к тому, чтобы вспыхнуть, как спичка, или рассыпаться, как карточный домик.

Можно провести аналогию с атомным оружием. Чтобы уран взорвался, нужно собрать определенную, так называемую «критическую» массу. Для плутония-239 критическая масса составляет 11 кг. Если собрать воедино большую массу этих металлов, произойдет атомный взрыв. Поэтому физики-оружейники хорошо понимают, что для хранения атомный заряд с критической массой должен быть разобран на куски, каждый из которых имеет массу меньше критической. И тогда взрыва никак не будет. Для взрыва они должны сойтись вместе, в один очень короткий момент.

Да и из повседневной жизни мы знаем, что есть вещества, которые лучше держать подальше друг от друга. Не стоит капать воду в раскаленное масло или в крепкую кислоту — все может закончиться очень печально.  

Проблема в том, что торговые центры, наподобие сибирской «Зимней вишни» или рижской «Максимы», где рухнула крыша в 2013 году, по сути дела, — это места, где искусственно сходятся различные «субстанции», и формируется ситуация, весьма далекая от соображений безопасности.

Прежде всего, любой торговый центр — это скученность народа. Торговые центры изначально заинтересованы в том, чтобы там людей было как можно больше, это аксиома торговли. Требовать от торговца ограничивать подход к своему товару сродни требованию к человеку ограничить свое дыхание.

С другой стороны, когда в торговом центре не протолкнуться, торговля снова начинает страдать. Люди стремятся уйти из душного, тесного пространства. Поэтому торговые центры, в свою очередь, стараются сделать просторнее, расшириться, сделать зоны с обилием света и воздуха, чтобы сохранить пространство для перемещения покупателей.

Однако размеры торговых центров не могут расти бесконечно. В наших северных широтах одна из основных причин — это необходимость отопления, а в тропиках — охлаждения помещения. Следующая проблема — это необходимость вентиляции, чтобы обеспечить тысячи человек свежим воздухом.

Ну и наконец — освещение, которое несет как утилитарную функцию, так и используется для подсветки рекламы и функционирования всевозможной техники. По оценочным данным, для России и стран Балтии удельный расход энергии составляет около 430 кВт•ч/м2 в год, или 1,18  кВт•ч/м2 в сутки. Если считать только электроэнергию, то цифры будут меньше, но все равно — общая мощность для крупных торговых центров измеряется в мегаваттах.

Таким образом, мы собираем на сравнительно ограниченной площади большое количество людей, куда подводим электроэнергию значительной мощности. Мало того — мы собираем там весьма горючие и что еще хуже — опасные в химическом отношении материалы. Нужно понимать, что высокая температура разлагает сложные молекулы различных материалов на составные части.

В частности, при горении различных синтетических материалов выделяются ядовитые вещества, такие как хлороводород, синильная кислота, оксид азота, и многие другие соединения, не говоря уже о «короле» пожаров, угарном газе — СО. Всего несколько вдохов — и человек начинает терять сознание. Мировая статистика пожаров однозначна — шансов задохнуться гораздо больше, чем погибнуть собственно от огня.


Мы видим противоречие между соображениями выгоды торговли и безопасности. И чем беднее покупатель, чем меньше у продавца маржа — тем оба с большей легкостью будут относиться к нарушениям правил безопасности. Бедность — это тоже «искра» для пожара.  

Нужно еще рассмотреть фактор ТЦ как объекта интереса террористов и всевозможных пироманов. Современные террористы стремятся к публичности, и торговые центры — наилучшие площадки для их жутких представлений.

Все это позволяет рекомендовать относиться к торговым центрам (а равно как и другим общественным местам) с известной долей осторожности. Во многом они напоминают самолеты, на которых мы летаем, хотя знаем, что иногда с ними случаются катастрофы. Но торговые центры имеют то неоспоримое достоинство, что из них в теории можно оперативно убежать.

Возможно, архитекторы и инженеры будущего создадут такие ТЦ, в которых при аварии будут просто исчезать стены, и все смогут буквально за считанные минуты покинуть опасную зону. Уже сейчас ответственные собственники заменяют осветительные приборы на ЛЭД-источники, устанавливают автоматические светильники в подсобных помещениях — все для того чтобы уменьшить потребляемую электрическую мощность. Это и экономичнее, и безопаснее. Ширится применение негорючих изолирующих материалов.  

Ну а пока стоит внимательно заходить в новые для вас места, и заранее прикинуть пути отступления. Стоит внимательнее отнестись к опыту развитых стран, например США, где предлагают проводить учения по безопасности в рамках семьи. Ваши дети, пожилые родители, в общем, — все — должны знать что делать в той или иной ситуации.

Однако, каким бы ни был оснащенным технически торговый центр, если работающий в нем персонал панически боится начальства, не умеет сам действовать в критической ситуации, шансы на трагический исход растут многократно. Самому пришлось полгода назад оказаться в ситуации, когда была объявлена срочная эвакуация. К сожалению, персонал не нашел ничего лучшего, чем отправить людей через обычные выходы, а не через аварийные. И хотя все обошлось без потерь, возникло ощущение потерянности среди самого персонала. А ведь именно от их решительных действий и будет зависеть в реальной аварийной ситуации жизнь и смерть посетителей.

Рассчитывать, что пожары и катаклизмы случаются только в России или странах Третьего мира не стоит — рижане знают, что это может произойти и в Балтии. Вопрос в том, готовы ли мы сами активно выступать за обеспечения нашего общего права — права на жизнь? Готовы ли СМИ писать критические материалы в том числе в адрес рекламодателей, тем самым сокращая поток посетителей в эти ТЦ? И в конечном счете — именно от нас зависит, останемся ли мы в ТЦ, игнорируя тревожные факторы, или положимся на этот самый «авось».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.