logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Гидон Кремер о родной Риге не забывает

Гидон Кремер о родной Риге не забывает
Фото: Янис Романовскис

Свой родной город Гидон Маркусович любит не на словах, приезжает часто. Месяц назад выступал у нас со «Снежной симфонией» вместе с всемирно знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным. И вот новый его приезд в Ригу, где со своим камерным оркестром KREMERata Baltica, состоящим из молодых музыкантов из трех стран Балтии, выступил в Доме Черноголовых.

Начало концерта ознаменовалось удивительным сочетанием. Прежде всего, потому что 71-летний мэтр (между прочим, лауреат Grammy и ставший в минувшем году обладателем «нобелевки для музыкантов» — Императорской премии Японии) играл с 22-летним пианистом Георгием Осокиным. Полвека разницы в возрасте и различие в опыте, но в музыке это только лишь дополняло друг друга.

Янис Романовскис

Георгий Осокин — рижский музыкант, участник пианистической династии Осокиных, два года назад стал весьма известным в музыкальном мире, получив диплом 17-го Международного конкурса пианистов имени Шопена (Варшава). После чего последовали гастроли по Европе и Азии. Было выступление Георгия и в юрмальском фестивале KREMERata Baltica, который уже несколько лет в сентябре проходит в юрмальском зале «Дзинтари». И как весомый бонус — контракт с компанией Yamaha, и теперь для каждого концерта Осокина эта всемирно известная марка фортепиано специально присылает инструмент!

«Наверное, я как никто из слушателей, чувствую Кремера, — говорит молодой музыкант. — Он удивительно точный и при этом свободный в исполнении».

Примечательно и то, что два музыканта исполняли произведение Мечислава Вейнберга, творчеством которого Кремер сейчас невероятно увлечен и является его проводником во всем мире. Композитор жил в 1919-1996 годах в Ленинграде, но парадокс, что широкой советской и постсоветской публике знаком лишь по очаровательной музыке к мультипликационному фильму «Каникулы Бонифация». Гидон Маркусович, кстати, любит эту «львиную» музыку исполнить на бис.

Янис Романовскис

Но пласт творчества этого автора, современника Дмитрия Шостаковича, намного более широк — и его произведения, уже после смерти композитора, с подачи Кремера сейчас открывает для себя музыкальный мир.  Рижская публика открыла для себя Шестую сонату Вейнберга для скрипки и фортепиано, написанную в 1982 году — удивительное единение двух музыкантов.

В первом отделении звучало и трио соль-минор Фредерика Шопена — тут к Гидону Маркусовичу и Георгию присоединилась замечательная виолончелистка Гиедре Дирванаускайте. А во втором отделении Гидона и Гиедре, являющуюся и подругой жизни великого скрипача, можно было обнаружить среди слушателей в зале. В зале с роскошными люстрами, в которых был приглушен свет, Георгий соло исполнял ноктюрн Шопена (op.62) — и это было действительно волшебно. Понимаешь, почему рижский пианист сейчас считается одним из ведущих молодых интерпретаторов именно музыки Шопена.

Романтический настрой концерта продолжил октет KREMERata Baltica, исполнивший потрясающий струнный октет Феликса Мендельсона. Во главе октета — первая скрипка оркестра Джеральд Бидва, которого уже самого можно смело назвать выдающимся скрипачом. В конце концов, сколько лет рядом с Кремером — хотя сам Гидон Маркусович на статус учителя никогда не претендует и никогда не дирижирует оркестром.

Интересен и тот факт, что сейчас произведение Мендельсона играли без дирижера — Кремер молча и внешне с весьма дружелюбным взглядом наблюдал со стороны на своих «детей», среди которых, помимо Джеральда Бидвы также скрипачи Дайнус Песецк, Лин Валицк, Дайнус Пуоджук, альтисты Кристина Анушевичюте, Вид Векерот и виолончелист Петерис Чиркшис.

Янис Романовскис

На бис звучал романтический  Роберт Шуман — один фрагмент из его «Шести пьес».

Детство Кремера прошло, как известно, между домом его родителей на рижской Рупниецибас и домом деда на Аусекля, 3 (дедушка Карл Брюкнер был мировой знаменитостью, музыковедом, музыкальным педагогом и скрипачом). Но много времени великий музыкант проводит сейчас и в Вильнюсе, где находится один из офисов оркестра.

«С Вильнюсом как с городом мой «роман» начался еще в 1960 году, когда я впервые попал в этот город, будучи учащимся специальной музыкальной школы имени Эмиля Дарзиня, — сказал господин Кремер «Новой газете — Балтия». — С тех пор я влюбился в Вильнюс. Хоть он никогда не был «ганзейским» городом по определению, количество талантливых и высокопрофессиональных людей — врачей, актеров, режиссеров — в нем всегда поражает. Не случайно ведь и то, что половина музыкантов KREMERata Baltica литовского происхождения. Надо сказать: вот именно KREMERata Baltica живет по законам «открытости». Тут как бы все сходится! Но я это упоминаю не в противовес Риге, где она как бы «прописана». У оркестра два офиса — в Риге за ним следит уже много лет Ингрида Земзаре со своей ассистенткой Ингой, а в Вильнюсе целая команда верных нам попечителей. На самом деле, хочется не противопоставлять столицы, а, скорее, говорить об их схожести — добавим же еще Таллин как третью — прекрасных балтийских городов. Все же мы всегда были Европой, а теперь в Европейском союзе стали еще больше частью ее».

После Милана оркестр Гидона Кремера отправляется в Россию — 18 марта выступает в Екатеринбургской филармонии, 20 марта — в Новосибирске. В апреле — Париж, Будпешт, турне по городам Германии и Швейцарии, далее везде. А уже в сентябре состоится новый фестиваль KREMERata Baltica в «Дзинтари».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.