logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Хабенский: у каждого свой баобаб

Хабенский: у каждого свой баобаб
Фото: пресс-фото

В рижском театре Дайлес прошли гастроли спектакля, который многие не забудут еще очень долго. Не такой уж и частый случай, кстати. Спектакль московского театра «Современник» «Не покидай свою планету» по мотивам воистину легендарной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» показали народный артист России Константин Хабенский и Юрий Башмет с камерным ансамблем «Солисты Москвы». 

Два артиста вместе уже не впервой в латвийской столице — четыре года назад приезжали с совместным концертом в Опере, Константин Хабенский под музыку Шуберта и Сен-Санса читал фрагменты из «Калигулы» Альбера Камю. 

Помнится, тогда в ответ на вопрос, готовят ли два артиста какую-либо новую программу, Хабенский искренне воскликнул: «Конечно, готовим, и уже активно идет подготовка!». А Башмет тихо обернулся в сторону коллеги и с юмором заметил:  «Не надо... Константин, не говори...».  И артист сразу же подхватил: «Да, но все это, конечно, будет не так быстро, это нельзя сделать за один вечер. Ведь одно дело просто читать текст в паузах музыки, совсем другое — то, что мне лично  интересно — поплавать в музыке, не помешав при этом Маэстро. Поэтому предстоит еще серьезная домашняя работа».

Так они, великий альтист и замечательный артист, и сосуществуют — и в жизни, и на сцене. Чувствуют друг друга моментально, не у всяких профессионалов такое бывает. То же и в спектакле — текст великого француза столь гармонично сочетался с музыкой! 

«Вспоминаю первую репетицию с Константином, — говорит Юрий Абрамович. — Тогда я почувствовал себя дирижером хореографического спектакля, когда во время исполнения музыки дирижер должен еще успеть посмотреть, подпрыгнула балерина или нет. В процессе исполнения могут быть некие трудности, но когда мне трудно, то становится интересно».

Перед спектаклем была назначена встреча с прессой, но Башмет в кои-то веки не пришел, остался в гостиничном номере. Хабенский был одинокий и... нервный. Запоздавшей журналистке заметил:  «Вы опоздали, что за приличия?»

«Абсолютно разные ощущения от прочтения книги в школе и когда ты к нему вернулся во время репетиций! — рассказал Хабенский о своем опыте прочтения «Маленького принца». — На абсолютно разном уровне восприятие. Ты понимаешь, что это совершенно не детская литература, и я считаю, что не надо к этой литературе подпускать детей до определенного возраста. Чтобы не делать каких-то неправильных, забитых, шаблонных выводов по поводу того, что человек хотел сказать, написав это небольшое, но довольно глубокое произведение. Можно даже сказать, что какими-то простыми словами человек написал исповедь своей жизни.  Которую превратили просто в сказку. В результате зачастую получаются вещи, вырванные из контекста. Воспринимаются как некое «давайте дружить домами», на самом деле все это совершенно не так, если читать произведение спокойно, не под указку, а в определенном возрасте».

И еще один неожиданный нюанс — по мнению Хабенского, это произведение, которое должны читать мужчины.

«В первую очередь, это мужское произведение, — считает артист. — И как показывает практика, мы не ошиблись. Женская половина зрительской аудитории разделилась на две части. Одна говорит: да, это красиво, но не более того, вторая часть считает, что это красиво, и это о том-то. Мужчины более единодушны в восприятии того, что мы предлагаем со сцены».

Про музыку Хабенский ответил, что у него сложные отношения с ней.

«У меня большие пробелы в музыкальном образовании, и я не стесняюсь об этом говорить, — рассказал он. — Но я маленькими шажочками приближаюсь к пониманию того, какие бывают тонкости репетиционного процесса оркестра, руководимого Юрием Абрамовичем». 

Постановка Виктора Крамера (его же сценография и костюмы) многих поразила в самом лучше этого слова. Плачущих мужчин замечено не было, а женщины в большинстве своем были просто очарованы полуторачасовым действием, которое вместило в себя максимум эмоций. Видимо, все же рижская публика по гендерному признаку не сильно различается, и это не так уж плохо.

Здесь получился рассказ о том, в чем иные из нас боятся сами себе признаться. Как сказал Хабенский, «у каждого свой баобаб». Проникновенный диалог с Лисом, исполнитель в летном костюме, попавший на одинокую планету в бесконечном пространстве. Одиночество под музыку пронзительного «Адажиетто» из Пятой симфонии Густава Малера. И большой шар, изображающий планету, которую несет на своей спине ее обладатель. 

Некоторые потом размышляли, был ли это постановочный «трюк» или случайность, но в кульминационный момент Хабенский спустился в зал и обратился от всей души к одному из зрителей: «Здравствуй, друг!» В любом случае, артист и зритель тут же искренне обнялись.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.