logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Виктор Запольски: будущее — за гражданскими инициативами

Виктор Запольски: будущее — за гражданскими инициативами
Фото: Виктор Запольски (справа). Фото из личного архива

Мы открываем цикл мультимедийных публикаций — «историй успеха» представителей национальных меньшинств стран Балтии. Часто о национальных меньшинствах говорят как о «пятой колонне», которая безуспешно пытается найти свое место в обществе и находится в постоянном конфликте с национальным большинством. Мы же хотим рассказать о тех людях, для которых языковой барьер — вовсе не барьер, а дополнительное преимущество, для тех, кто успешно развивается здесь, в Балтии, несмотря на свою национальную и культурную идентичность.

Первый герой нашей рубрики — Виктор Запольски, общественный активист польского дискуссионного клуба в Литве, один из администраторов почти десятитысячной группы «Вильно» в Фейсбуке, члены которой, несмотря на расстояния, регулярно встречаются в Вильнюсе и проводят общественные акции.

фото из личного архива Виктора Запольского

Как ты стал общественным активистом, членом польского дискуссионного клуба и администратором группы «Вильно»?

Группа «Вильно» — это феномен, который объединяет абсолютно рядовых людей, любителей Вильнюса и его истории, из множества разных стран. Мы в нашей группе не занимаемся политикой, не реализуем чьих-либо целей — мы просто общаемся, дружим, встречаемся, пытаемся что-то сделать для нашего города. Основатель группы Вальдемар Волкановски живет и работает в Польше, но у него настолько широкие энциклопедические знания, что он может рассказать о тайнах практически любого уголка в Вильнюсе. Не в последнюю очередь именно благодаря его энергии и задору к нашей группе постепенно присоединяется все больше, больше и больше людей. В один прекрасный момент кто-то озвучил идею встретиться в реальной жизни и провести, например, экскурсии по тем уголкам Вильнюса, о которых мы так много говорили. Так и случилось, Вальдемар Волкановски приехал сюда из Польши, мы вместе с ним встретились и устроили поход по потаенным городским двориками, улочкам, уголкам и всяческим забытым местам. Кто состоит в группе? Очень много людей из Польши, тех, кто каким-то образом связан с Вильнюсом, по линии дедушек и бабушек, или чувствует свое, духовное родство с ним.

А польский дискуссионный клуб?

Польский дискуссионный клуб, как и группа «Вильно» в Фейсбуке, является своеобразным культурным фоном польского общества в Литве. Прежде всего, это молодая общественная организация, которой удалось показать, что не все поляки разделяют точку зрения польской партии, которая присутствует в Сейме и управляет Вильнюсским и Шальчининкайским районами страны. Внезапно оказалось, что у поляков, живущих в Литве, совершенно разные взгляды — от либеральных до народнических, а где об этом можно поговорить, как не в дискуссионном клубе?

То есть, пока что инициативы и энергии десятка с лишним человек из группы «Вильно», хватает на несколько совместных прогулок и экскурсий по городу?

Нет, не только, например, мы уже третий год подряд собираемся накануне первого ноября, Дня Всех Святых, убираем от мусора и упавших листьев одно из старейших кладбищ Вильнюса — кладбище Бернардину. Во время одной из дискуссий, в нашей группе, кто-то — кажется, пани Мария — рассказала, что она уже многие годы, сначала сама, потом с детьми, а сейчас уже и внуками, самостоятельно, насколько позволяли скромные возможности, ходила убирать некрополис. Слово за слово, к пани Марии решили присоединиться и другие люди, члены нашей группы.

У нас нет такого понятия, как обязательное присутствие. У кого есть время, желание, — те приходят. Иногда присоединяются новые люди, иногда исчезают старички, а потом появляются. Время от времени к нам приезжают члены группы из Польши.

Общественные инициативы хороши всем, кроме одного — время от времени начинаются споры, что делать и куда идти.

Как ни странно, у нас таких проблем почти нет, мы в состоянии найти общий язык. С другой стороны, каждый из нас прекрасно понимает, что споры и конфликты могут закончиться тем, что все развалится.

Группу и ваши инициативы поддерживают какие-либо общественные или правительственные организации?

Мы сами не являемся организацией, мы просто люди, которых объединяет интерес и любовь к городу. У нас нет регистрации в государственных учреждениях, у нас нет счета в банке, кроме своих личных счетов. Нас объединяет Фейсбук и личный контакт. С другой стороны, вот уже второй год подряд посольство Польши покупает свечи для некрополиса Бернардину, которые мы зажигаем в День Всех Святых.

Все-таки ваша группа становится похожей на общественное движение, лакомый кусочек для той или иной политической партии. Вам, активистам, уже предлагали присоединиться к какой-либо политической силе?

Ничего конкретного пока что мы не услышали. С другой стороны, мы в группе достаточно скептически относимся к формализации деятельности. Как только появляются руководители, организация начинает официально действовать, а на счета в банке поступают деньги, начинаются дискуссии и споры. Нам не хочется создавать еще один комитет, с подкомитетами, спорить из-за председателей и разводить бесполезные дискуссии. Общественные инициативы, которые объединяют неравнодушных людей, — самый лучший способ для реализации целей, действительно нужных всем нам, а не отдельным политиканам.

Может ли это означать, что в будущем роль государства в жизни общества сократится, а значение инициативы отдельных людей, объединившихся в такие группы, как ваше, вырастет?

Убежден, что именно так и будет. В нашем конкретном случае люди прекрасно понимают, что они действуют по собственной воле и делают то, что им кажется важным. Никто их не заставляет куда-то идти что-то делать: свобода воли — вот, что по-настоящему важно. В свою очередь, интернет — такая штука, которая дает нам всем возможность в очень короткий отрезок времени договориться между собой, мобилизоваться, встретиться и заняться делом. Общественные инициативы в Литве еще плохо прижились, в людях по-прежнему живо советское наследие. Мы постоянно чего-то боимся, опасаемся — или правительства, или реакции начальства, мы совершенно забыли, что живем в новом, демократическом мире и обществе.

Мы много говорили о твоей общественной деятельности — и ни слова о том, что ты делаешь кроме этого.

Ничего необычного, как и все — работаю, тружусь, зарабатываю себе на хлеб. По профессии я инженер, человек, который обожает всякие радиоэлектронные штучки, крутит гайки и без ума от ретро-автомобилей.

Ретро-автомобили?

Да, я чертовски сентиментален, когда сажусь за баранку старенького авто, которым рулили наши дедушки или прадедушки, я просто на седьмом небе от счастья. Для меня это практически то же самое, что для других людей — изысканное вино. Обожаю, например, автопробеги на пару тысяч километров на таких «старичках» по Литве или Польше.

Не было мысли начать коллекционировать такие автомобили?

Мне нравится сидеть за баранкой таких автомобилей и мчаться по дороге, а не собирать коллекцию. К тому же, коллекционирование требует денег, времени. Нужно понимать, что приобретая ретро-автомобиль, придется превратиться в автомеханика и авторемонтника. Как правило, у ретро-автомобилей есть один большой плюс: они достаточно примитивно смонтированы, поэтому поломки легко поддается ремонту. Одновременно это же и минус: части могут легко сломаться и выйти из строя.

Твой самый любимый ретро-автомобиль?

Если мы говорим о самом-самом, то это советская Волга ГАЗ-21, она производилась с 1956 до 1970 года. Большой автомобиль, до сих пор напоминает акулу на дороге. Какой автомобиль вожу сейчас? Немножко помоложе Волги — чешского производства Шкоду 105 и понемногу восстанавливаю и реставрирую Москвич 402 (выпускался с 1956 по 1958 годы). Мой сын тоже увлекается реставрацией, недавно купил мотоцикл Иж Юпитер, сейчас вместе пытаемся дать вторую жизнь технике.

фото из личного архива Виктора Запольского

Cкажи пожалуйста, чего, по твоему мнению, больше всего не хватает польскому меньшинству в Литве?

Во-первых, нужно вырастить свой класс интеллигенции — молодых, энергичных людей, которые займут свое место в обществе. Во-вторых, как правило, тот кто стремиться к успеху, тот его и добивается. В-третьих, по-моему, субъективному мнению, мешает нерешительность, желание оставаться в зоне комфорта своих интересов и боязнь оказаться в литовскоязычной среде.

 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.