logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

С Днем рождения, Латвия!

С Днем рождения, Латвия!

Вторая половина ноября — самое темное время года. Листья уже опали, но снег еще не выпал. Реже выглядывает солнце, чаще стоит серая, промозглая погода. Вопреки очарованному унылой порой Пушкину, психотерапевты в один голос говорят об осеннем обострении, когда симметрично погоде портится настроение, в душе поселяется тоска и раздражение. Именно в этот период люди начинают подводить итоги, переосмысливать события и в случае, если что-то пошло не так, впадать в депрессивное состояние, чреватое медицинским диагнозом и даже суицидом.

В традиционных латышских и других языческих представлениях были выработаны свои методы справляться с мрачным периодом. Отрезок от Микелей в конце сентября до Мартыней в середине ноября считается временем предков (veļu laiks), аналогом которого выступают славянские осенние Деды. В это мрачное и тихое время после сбора урожая запрещалось петь и веселиться, рекомендовалось заниматься спокойными работами, гаданием и загадыванием загадок и, отходя ко сну, оставлять на столе, а также в хлеву, риге и на могилке на кладбище еду для душ своих и захожих предков. После чего рекомендовалось надевать маски и выходить на следующий этап языческого солнечного календаря с хороводами, пением и колядованием  — и так до самого конца зимы. Свои способы преодоления осенней депрессии предлагают и религиозные конфессии.    

Так сложилось, что именно темной  осенью 1918 года в Риге, наполненной войсками уже капитулировавшей кайзеровской Германии, в стенах Второго Городского (Русского) театра 38 членов Латвийского народного совета провозгласили основание независимой  Латвийской Республики. Республике 18 ноября пришлось доказывать свое право на существование в сражениях с Рабоче-крестьянской Красной армией, на штыках которой через несколько месяцев Ригу заняло большевистское правительство Петра Стучки, а через год с двинувшейся через Ригу на Петроград Русской Западной добровольческой армией, состоявшей из бывших кайзеровских солдат и русских военнопленных,  во главе с Павлом Бермонтом. Победа над последней при соучастии британско-французского флота отмечается 11 ноября как День Лачплесиса — наш День победы и чествования всех воинов, сражавшихся за Латвию. Именно в честь этой исторической даты в 1923 году назвали рижский парк Победы.     

Таким образом сложилась, что латвийцы отвечают на вызовы самого темного времени года отмечанием Патриотической недели между двумя главными государственными праздниками,  заполненной как государственно-протокольными, военно-просветительскими, так и художественными, кино-театральными и народно-увеселительными мероприятиями.

В этом году, не перечисляя мероприятия на День Лачплесиса, только на 18 ноября после традиционного экуменического богослужения в Домском соборе и возложения цветов к памятнику Свободы на набережной 11 ноября, прошел военный парад при участии не только латвийских военных и работников МВД, но и представителей вооруженных сил стран НАТО. Вечером у памятника Свободы состоится музыкально-драматическое шоу, после которого страну с Днем рождения поздравит президент Раймонд Вейонис. Ровно в 21:00 в Риге там же, на набережной, и в разных частях Латвии и мира исполнят гимн «Боже, благослови Латвию», после чего ночное небо расцветил праздничный салют. Кроме того до 20 ноября с наступлением темноты в разных местах Риги демонстрируются 35 свето-цветовых объектов фестиваля «Сияй, Рига», проходящего в десятый раз. В кинотеатре Splendid Palace начался показ полнометражного документального фильма Асколда Саулитиса о героической и трагической судьбе латышских стрелков  «Восемь звезд» — и много других событий.  Праздничные мероприятия пройдут и в других местах Латвии. 

Вроде бы все в порядке — страна достойно отмечает Патриотическую неделю, двигаясь по нарастающей к кульминации — Дню рождения страны. Тем не менее на полях всего перечисленного возникают три момента, над которыми и предлагаю поразмышлять.  

Прежде всего, с учетом времени года и целой недели празднования — чего нет при отмечании Дня независимости в других странах — скорбно-торжественные мероприятия стоило бы сосредоточить на День Лачплесиса, а собственно 18-го сделать акцент на веселье и карнавале! Прочие дни недели отведя под аналитические конференции, семинары и дискуссии о прошлом и перспективах. Параллельно неизбежным протокольным мероприятиям к искусственным холодным огням ночного фестиваля «Сияй, Рига» стоило бы добавить дневные арт-объекты, сияющие всеми цветами радуги в теплых лучах настоящего солнца. А гвоздем праздничной программы мог бы стать веселый карнавал — празднование победы света и разноцветья над тьмой и хаосом. Карнавальные балы и другие события могли бы проходить на знаковых крытых площадках (аренах, музеях и др.) в Риге и других местах Латвии, при возможности их участников свободно перемещаться от одного места к другому.

Во-вторых, все еще очень многие латвийцы воспринимают Патриотическую неделю и День независимости не как общий праздник, а манифестацию исключительно латышской Латвии — лозунгов авторитарного переворота 15 мая 1934 года. Призываю всех, разделяющих позицию «люблю страну, но ненавижу все связанное с этим государством», понять невозможность вычесть из страны аспект государственности. Что не существует Латвийской Республики, как  демонического субъекта, говорящего исключительно на госязыке и стремящегося всех подчинить своей национал-романтической воле. Точнее, он существует настолько, насколько такое представление укоренено в сознании отдельных латвийцев, голосующих или не голосующих на выборах, влияющих на принятие тех или иных решений, находясь во власти или в формате общественных организаций, каждый день осуществляя  десятки и сотни выборов, которые собственно и создают латвийскую действительность. Государство — это система функциональных мест, которые заполняют люди с теми или иными представлениями. В том числе и такими, что государство все, а человек букашка. 

В третьих, празднование этого года — особенное,  за год до столетнего юбилея страны. Хотя сегодня люди все больше в своей жизни и по профессии пользуются категориями не столько отдельной страны, но глобального мира, энергетику  национальных круглых дат не стоит недооценивать. Особенно, если при всем разнообразии страну, вместе с политиками и бюрократами, можно охватить взглядом. И научиться при принятии самых главных решений, как при восстановлении независимости и вступлении в ЕС, находить национальный консенсус. Такой консенсус сейчас очень нужен при проведении реформы образования и для рывка в экономике, позволяющего на следующем этапе создать адекватную систему социальной поддержки. И для  сохранения «латышскости» и превращения Риги в европейскую космополитическую столицу, а Латвии — в регион устойчивого развития.    

Похоже, некоторые политики демократической Латвии лучшим подарком на столетие считают закручивание гаек в области языка, а также прав и свобод человека. Проявлять демократическую бдительность, отделять квазидемократическую риторику от реальных шагов по укреплению авторитаризма — одна из главных задач сознательных граждан и патриотов страны. Лично мне кажется, что лучшим подарком со стороны политиков стала бы отмена института безгражданства — объявление возможности в течение юбилейного года получить гражданство по заявительному принципу. Или хотя бы утверждение инициативы президента Вейониса по прекращению производства новых неграждан.

А для скептиков, искренне считающих, что «месту сему пусту быть», год  до столетия — хороший повод продумать свои отношения со страной, отцы-основатели которой предполагали создание на территории, населённой этническими латышами, государственности западного образца, опирающуюся на частную собственность и рыночную экономику, демократические институты, права человека и национальных меньшинств.

С Днем рождения, страна! А страна всегда такая, какой мы ее делаем.     

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.