logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Профессия Учителя

Профессия Учителя

В минувшие выходные в Таллине прошла творческая встреча с российским кинорежиссером Алексеем Учителем, лауреатом многих международных кинофестивалей, автором более 20 фильмов, среди которых наиболее известны «Прогулка», «Рок», «Мания Жизели», «Дневник его жены», «Космос как предчувствие». А главной темой встречи стало обсуждение нашумевшего фильма «Матильда», премьера которого в Эстонии состоялась 23 октября.

Зал Дома новостей Эстонского радио был полон журналистов и издателей, некоторые проявили хорошее знание творчества режиссера, являясь его давними поклонниками. Разговор, начатый на пресс-конференции, продолжился вечером в культурном центре «Сальме».  

Хотя Алексей Учитель считает, что нужно каждый раз снимать другое кино, не похожее на предыдущее, в его всегда разных фильмах есть нечто общее, что режиссер определил как экстремальную составляющую: «Мои герои буквально падают в пропасть». К последнему его герою — наследнику русского престола, будущему императору Николаю II — это относится в полной мере.

Кадр из фильма

Как известно, последний фильм Алексея Учителя еще до выхода на экраны вызвал волну протестов в России. Депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская заявила, что царя, признанного церковью святым, в фильме «Матильда» играет «немецкий порноактер, пропагандирующий сатанизм», и просмотр этого фильма недопустим для верующих людей. За этим последовали другие нелестные отзывы, обвинения в исторической лжи (и это не то же самое, что художественный вымысел, сказал патриарх Кирилл) и даже противоправные действия. Что, в свою очередь, повлекло резкие высказывания против церкви и в защиту свободы искусства в среде интеллигенции. Но после выхода фильма на экраны многие, вполне нейтральные по отношению к религии кинокритики, отреагировали на него совсем не комплементарно. Многим не понравились вольное обращение с историческими фактами, неопределенность жанра, игра актеров, появление вымышленных героев, эффекты, не свойственные серьезному кино, которого можно было бы ожидать от именитого режиссера.

«Мы не экранизировали учебник истории», — сказал режиссер, и это точно. Если представить, что «Матильда» — это не фильм о последнем российском царе, а просто мелодрама о некоем вымышленном правителе, то перед нами вполне добротная кинолента в голливудском стиле.

На вопрос журналиста, сыграли ли роль в сценарии фильма личные мотивы, Алексей Учитель ответил: «Я тоже наследник, но не престола, а режиссерской профессии» (Алексей — сын режиссера Ефима Учителя). Личность наследника, по словам режиссера, интересовала его больше, чем личность балерины Матильды Кшесинской. И Николай II в фильме не исторический, а художественный персонаж.

Польская актриса Михалина Ольшаньская (Матильда). Кадр из фильма

Режиссер утверждает, что ему все равно, русский актер или иностранец, однако исполнители главных ролей сплошь иностранцы. Польская актриса Михалина Ольшаньская (Матильда) сыграла свою роль прекрасно, хороша и и немка Луиза Вольфрам в роли Аликс — будущей царицы Александры Федоровны (хотя о сходстве ее героини с историческим прототипом лучше промолчать), а вот главный герой (немецкий актер Ларс Эйдингер) чуть схематичен, но тоже не выходит из заданного образа героя-любовника. Если считать, что в этом была задача фильма, то она выполнена. Надо отметить и ожидаемо хорошую игру известных российских актеров: Сергея Гармаша (Александр III), Ингеборги Дапкунайте (царица-мать Мария Федоровна), Евгения Миронова (директор императорских театров Иван Карлович). Любовное напряжение в фильме так велико, что возникают даже ассоциации с «Идиотом» Достоевского: царь временами напоминает князя Мышкина, Матильда вполне тянет на Настасью Филипповну, ее сумасшедший поклонник Воронцов в исполнении Данилы Козловского — готовый Рогожин, а Аликс — конечно же, Аглая. И опять думаешь: будь все это в самом деле романом, без истории, так никаких бы проблем…

Кадр из фильма

Кстати, на вечере в Таллинне прозвучал один интересный вопрос из зала: «С какой исторической экранизацией Вы сравнили бы свой фильм?» На это Алексей Учитель ответил: «Разве только «Королева Марго» с Изабель Аджани…»  Вот тут и разгадка тайны. Сложность в том, что Николай II для русской публики не то же, что королева Марго… И режиссер в России — больше, чем режиссер.

И все-таки мне импонирует внимание Алексея Учителя к личности последнего русского императора. Если нужно было вызвать новую волну интереса к истории России, то, напрямую или от противного, это удалось. Как написал в своей рецензии православный священник из Таллина Игорь Прекуп, «у массового зрителя, под которого и «заточена» эта картина (а за массовость просмотров автор должен благодарить православных скандалистов), главный герой вызвал сочувствие».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.