logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Латвийские неграждане: Маршрут построен!

Латвийские неграждане: Маршрут построен!
Фото: socparty.lv

На двадцать седьмом году независимости президент Латвийской Республики Раймонд Вейонис выступил с инициативой прекратить работу конвейера по производству новорожденных неграждан. Хотя эта вроде бы пустяковая мера — в прошлом году негражданами были зарегистрированы всего 52 младенца — ни в коей мере не повлияет на политический расклад даже 18 лет спустя, когда подросшие детки смогут голосовать, Сейм большинством голосов отклонил президентский законопроект. Хотя прокремлевские голоса запели об очередном банкротстве латвийского «этнократического режима», говорить об итоге данной инициативы как поражении пока не стоит. И вот почему.

До сих пор вопросом неграждан занимались оппозиционные политики и правозащитники, между которыми не всегда получается провести внятную границу. Борцы за права человека указывали на несоответствие статуса aliens международным конвенциям и обязательствам Латвии при вступлении в ЕС. Время от времени с разной степени радикальности предложениями по  ликвидации безгражданства выступали депутаты оппозиции. Судя по неизменно плачевным результатам, какими-либо переговорами о разменах и договоренностях с коллегами из правящей коалиции они не затруднялись. Да и зачем, если цель — после гарантированно отвергнутого предложения — лишний раз напомнить о своей непримиримой борьбе с «латышским национализмом».

Сами неграждане в редкие моменты робкого обострения борьбы за их права демонстрировали минимальное стремление стать полноценными членами латвийского общества. Одни, вполне способные в любой момент пройти натурализацию, не спешат отказываться от возможности безвизового транзита одновременно в шенгенские страны ЕС и Россию. Затрудняющиеся сдать экзамен по старости вряд ли выйдут на баррикады сражений за право избирать и быть избранными. Третьих вполне устраивает статус, позволяющий легитимно «ненавидеть это государство».

При этом решение вопроса массового безгражданства в Латвии давно назрело. Если принятие дискриминационного законодательства начала 1990-х  можно объяснить необходимостью предотвратить срыв радикальных постсоветских реформ сторонниками Интерфронта (в то время далеко не все проходило так гладко, как может показаться сегодня), то после вступления страны в НАТО и ЕС необходимость жестко предохраняться от просоветской пятой колонны вроде бы отпала. Согласно опросам, в случае получения гражданства неграждане будут голосовать не столько за «русских», сколько за политическую силу, наделившую их гражданством, что вроде бы должно снять опасения «латышских партий». В свою очередь, давление правозащитников и объективная потребности страны в, по возможности, гомогенном обществе должны были способствовать упразднению фиолетовых паспортов.

Оставалась одна загвоздка – кто выступит инициатором радикального решения безгражданского вопроса? Или хотя бы начнет робкое движение по принципу дорожной карты?

У вечных оппозиционеров не было ни возможности, ни задора пытаться договариваться, тем более ради упразднения безгражданства входить в правящую коалицию. Что касается партий коалиции, то в условиях реальной политики, при равнодушии своего избирателя к фиолетовому вопросу эксперименты с негражданами были им безразличны или казались слишком рискованными.

Все изменилось весной 2014 года — с крымским «поворотом винта» в политике российского руководства. Аннексия Крыма, развязывание конфликта в Донбассе и объявление гибридной войны коллективному Западу перевели вопрос массового безгражданства из этической и юридической плоскости  в разряд национальной безопасности. Дело даже не в его потенциале для шельмования Латвии на разных площадках и каналах российскими дипломатами и пропагандистами. Следует серьезно отнестись к возможности предложения латвийским негражданам — бывшим гражданам СССР и их потомкам — в массовом порядке получить гражданство РФ, как правопреемницы СССР. О чем недавно напомнил омбудсмен Юрис Янсонс. Инициированный реальными или призрачными обещаниями благ и поддержки массовый переход в юрисдикцию ведущей гибридную войну против ЛР Российской Федерации даже 10% обладателей фиолетовых паспортов станет серьезным ресурсом для путинской политики в странах Балтии.

Именно сейчас, преодолевая сопротивление политиков Национального объединения, неизменно выступающих проводниками путинских интересов в Латвии, как никогда важно приступить к обезвреживанию бомбы массового безгражданства. Помимо аспекта национальной безопасности фиолетовый вопрос в полной мере остается лакмусовой бумажкой, демонстрирующий степень готовности латвийского общества к переходу из постсоветского в европейское, нацеленное в будущее, состояние.

В отличие от предшествующих попыток инициатива президента, поддержанная обычно куда как осторожным латвийским омбудсменом, хотя и не увенчалась успехом с первого подхода, но несомненно осталась в большой повестке латвийской политики. Для этого достаточно обратить внимание на мотивацию голосовавших против. За исключением Национального объединения, все партии правящей коалиции, включая премьера Мариса Кучинскиса, в принципе признали необходимость прекращения воспроизводства неграждан, хотя и не были готовы пожертвовать ради этого стабильностью правительства.

С подачи президента и его команды тема неграждан, несомненно, станет важным пунктом предвыборных дебатов 2018 года. А ее окончательное закрытие могло бы стать отличным подарком к столетию Латвийской Республики. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.