logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Президент Рижского кинофестиваля: У Риги есть все возможности догнать и перегнать Таллин и Вильнюс

Президент Рижского кинофестиваля: У Риги есть все возможности догнать и перегнать Таллин и Вильнюс
Фото: ​Основательница Рижского Международного кинофестиваля Айя Берзиня

Основательница Рижского Международного кинофестиваля Айя Берзиня рассказала «Новой газете — Балтия», почему формат фестиваля проживет еще долго, чем Рижский МКФ отличается от других и как собирается конкурировать с Вильнюсом и Таллином.

 Как выглядит Рижский МКФ на фоне главных кинофестивалей Таллина и Вильнюса?

С учетом того, что этим кинофестивалям несколько десятков лет, а рижский проходит в четвертый раз, мы выглядим неплохо. Один из показателей нашего роста — темпы роста: в прошлом году число зрителей выросло на 15% по сравнению с предыдущим. Надеюсь, в этом году будет еще больше. Хотя, по большому счету, сегодня сравнение с Таллином и Вильнюсом не слишком продуктивно. С учетом возраста мы пока не способны с ними конкурировать. Что будет лет через пять-десять — время покажет. Хотя таллинским «Темным ночам» удалось попасть в число кинофестивалей класса А, репутацию того или иного события в мире кино, в основном, определяет отношение представителей индустрии. Убеждена, что у Риги есть все возможности догнать и перегнать Таллин и Вильнюс.

Поздний старт Рижского МКФ объясняется тем, что до недавнего времени эту нишу главного латвийского кинофестиваля занимал кинофорум «Арсенал». Удалось ли команде Рижского МКФ преодолеть родовую травму «Арсенала»?

Когда в 2012 году «Арсенал» приказал долго жить, было понятно, что в стране должна появиться платформа, где показывают не совсем обычное кино и обсуждают вопросы киноиндустрии. Кстати, аспект киноиндустрии был достаточно слабо представлен на «Арсенале», чего не скажешь о Таллине и Вильнюсе. Хотя в Риге многие и сегодня вспоминают «Арсенал» добрым словом, молодежи уже надо отдельно объяснять, что это было.

Идея делать в Риге большой фестиваль появилась у меня достаточно давно. Мы записали ее в стратегию развития латвийской кинематографической отрасли до 2020 года. Катализатором для осуществления задуманного стало вручение в Риге призов Европейской Киноакадемии в 2014 году, позволившее привлечь необходимое внимание и ресурсы. Помню, как мы с Гинтсом Грубе, Сонорой Брокой, у которой был опыт работы в команде «Арсенала», встретились в Киноцентре и попытались представить, как можно по примеру Таллина собрать имеющиеся кинособытия под зонтиком одного большого фестиваля. Поначалу мы пытались договориться о сотрудничестве с организаторами других кинособытий, но, честно говоря, это не очень получилось. Получился оригинальный Рижский кинофестиваль, в котором из первоначальной схемы осталась программа короткого метра. Сегодня Рижский МКФ — это совокупность программ при единой организационной инфраструктуре. Один из наших приоритетов — чтобы зритель из разных возрастных групп с разными эстетическими предпочтениями мог найти фильм по вкусу. Мы до сих пор находимся в поиске своей идентичности — для четырехлетнего ребенка это нормально.

Ориентируясь на три главных европейских кинофестиваля, — Венеция, Канны и Берлин, — Таллин вроде бы позиционирует себя как северные Канны. На что ориентируется Рига?

Это и есть самый главный вызов!  Для нас главная задача — найти, если угодно, воспитать, нашего зрителя, чтобы он нам поверил и возвращался каждый год. В программе Selection, где демонстрируются картины-победители других фестивалей, мы предлагаем новые знаковые фильмы, в том числе, из программы Каннского фестиваля. В ближайшие годы мы вряд ли станем местом, где картины и авторы становятся знаменитыми в глобальном масштабе, но это позволяет нам формировать конкурсную программу как отчасти экспериментальную. Мы исходим из того, что наша публика скорее сумеет оценить эксперимент в области киноязыка, игру стилей и жанров, чем социальное и политическое кино. Если оглядываться на большие фестивали, то мы ориентируемся скорее на Роттердам, чем Берлин.   

В силу географического положения Рига и Латвия всегда находились на пересечении путей транзита товаров, людей и идей, на границе европейского Запад и Востока. Возможно, именно это может стать основной темой Рижского МКФ?

Разумеется, мы это учитываем. Надеюсь, что зритель сумеет это разглядеть — прежде всего, в нашей конкурсной программе.  Именно поэтому мы решили в этом году не показывать отдельно  латвийские фильмы, поместив их в программу трех балтийских стран «Home made: Балтийское кино». Мы наконец научились сотрудничать, и многие фильмы выходят как копродукция двух или трех стран. Под тем же балтийским брендом наши фильмы продвигаются на мировом рынке – потенциал Балтийского региона куда мощнее, чем у одной Латвии. То же самое давно поняли наши северные соседи, продвигающие свою продукцию под брендом Скандинавии или Северных стран.

Параллельно с Рижским МКФ в Латвии проходит зрительский фестиваль «Балтийская жемчужина» и смотр национальной кинопремии «Большой Кристапс». Как вы охарактеризуете ваши отношения с первым, и почему вручение национальных кинопризов проходит вне рамок Рижского МКФ?

Как я уже говорила, на определенном этапе мы пытались договориться друг с другом, но не слишком получилось. Выбирая время проведения Рижского МКФ, мы должны вписаться в мировой график фестивалей, чтобы авторы и гости могли к нам приехать. Вероятно, нам и зрителям было бы удобнее, если бы «Балтийская жемчужина» проходила весной — но у них тут свои соображения. Что касается «Большого Кристапса», то наша команда выступает за объединение. Но национальная кинопремия существует c 1977 года, и за это время у нее сформировались свои традиции. Кроме полуторанедельный фестиваль всех латвийских фильмов, снятых за год, требует особой логистики, что сказалось бы на других фестивальных программах. Есть опасения, что подобная концентрация отечественного и иностранного кино не найдет отклик у зрителя. Если со временем мы подрастем и сможем позволить себе двухнедельный формат, как в Таллине, то вернемся к этому вопросу.

Говоря о фестивальной программе этого года. На что зрителю стоит обратить особое внимание?

Отдельная радость — фильм Йоахима Триера «Тельма», демонтстрируемый в программе Selection сразу после премьеры в Торонто. В прошлом году мы показывали его картину «Громче, чем бомбы», вызвавшую большой интерес. Я бы рекомендовала посмотреть картину «О теле и душе» Ильдико Энеди, одержавшую победу в основной конкурсной программе Берлинского МКФ. Ну и всю программу Артдокфеста — чтобы понимать, что происходит в мире. А еще углубиться, почитать аннотации к десяти фильмам конкурсной программы. Там, возможно, нет столь громких имен, но именно здесь можно увидеть то, что не покажут в другом месте, уловить новейшие тенденции в области киноязыка. У нас люди с удовольствием ходят в театр и на выставки актуального искусства, слушают современные и классические оперы в экспериментальной постановке, так что восприятие конкурсных фильмов не должно стать проблемой. Помню, в свое время я по порядку читала аннотации к фильмам «Арсенала» и отмечала картины, показавшиеся любопытными. Думаю, примерно то же самое стоит сделать, открыв в интернете страницу RIGA IFF.

Обозреватели отмечают, что интерес перемещается от формата привычного игрового кино к сериалам, неуклонно повышающим качество, и, в какой-то степени, к неигровому кино или синтетическим жанрам и формам. Как вы учитываете эту тенденцию?

Действительно, дигитальная эпоха меняет и эстетику, и рынок — мы все пытаемся понять, как жить и работать в этом новом мире. Одновременно, на платформах в Интернете смотрят и классические, и новые мейнстримные, и фестивальные фильмы, так что пока рано кричать караул. Лично я не вижу в этом угрозу для вполне востребованного формата фестиваля, продолжающего выполнять разнообразные функции. В Каннах аплодисментами встречают показ первых серий третьего сезона  «Твин Пикс», одновременно сериалы впитывают эстетику фестивального кино — происходит взаимное влияние и обогащение. Хотя многие представители индустрии готовы говорить о конце света, лично я уверена, что традиция смотреть фильмы на большом экране в компании других зрителей — с попкорном и без — никуда не денется. Еще несколько лет назад возникали вопросы о судьбе латвийского кинопроизводства, а сегодня на новые отечественные фильмы люди идут в кинотеатры, смотрят их на разных альтернативных платформах. Да, аудитория фрагментируется, разделяется на группы по тематическим интересам и способам просмотра, но при этом скорее растет, чем сокращается. Хотя представителям индустрии, конечно, приходится решать специфические задачи — как достучаться до каждой из групп. С теми же вызовами сталкиваются и фестивали, но не думаю, что этот формат когда-либо сойдет на нет.

Рижский МКФ как событие для профессионалов… Что запланировано в этом году?

В прошлом году у нас появилось пространство питчинга (презентация кинопроекта с целью нахождения международных инвесторов – И.В.) новых проектов — продолжим и в этом году. Будут мастерские по анимации, профессиональные и общественные дискуссии. Пытались продолжить традицию мастерских для сценаристов, получивших высокую оценку участников, но не удалось добыть на это денег. К сожалению, на сегодня ситуация с финансированием Рижского МКФ такова, что мы каждый год начинаем с нуля и с мира по нитке собираем бюджет.

Хотя вроде бы понятно, что для правильного становления главного фестиваля страны, еще не достигшего школьного возраста, нужна стабильная поддержка…

Мы не жалуемся. Просто дела обстоят так, а не иначе. Основное финансирование идет из Фонда капитала культуры, Национальный киноцентр поддерживает события в разделе индустрии, плюс определенную поддержку оказывает Рижская дума. Убеждена, что в интересах города, чтобы имя Рижского МКФ звучало далеко за пределами Латвии и Балтийского региона, так что столичное самоуправление могло бы оказывать большую поддержку. Для сравнения, бюджет Таллинского МКФ составляет более миллиона евро, причем примерно одинаковое финансирование поступает от министерства культуры и таллинского самоуправления. Наш бюджет в пять раз меньше, и если бы не разнообразные спонсоры и партнеры, тут отдельное спасибо посольствам, то мы вряд ли вытянули бы событие международного уровня. Кроме того, для стабильного развития Рижского МКФ нужна сплоченная команда, работающая полный рабочий день весь год напролет. Сегодня такой режим могут позволить себе всего три человека.

Что бы вы хотели пожелать зрителю Riga IFF 2017?

Прежде всего хочу напомнить, что десять фестивальных дней пролетят очень быстро. Поэтому в первые дни стоит потратить время и усилия, чтобы выстроить свою программу, личную траекторию движения по фестивалю, чтобы успеть на ваши главные кинособытия. А потом действовать по плану: посмотреть, подумать, посмеяться и всплакнуть — получить заряд свежих мыслей и эмоций. Чтобы к ним потом возвращаться — до следующего фестиваля.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.