logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Полеты наяву

Полеты наяву
Фото: filharmoonia.ee

Возможно, в скором времени новостью международного таллинского фестиваля «Биргитта» — одного из самых примечательных культурных событий лета в Эстонии — станет участие артистов и музыкантов из Санкт-Петербурга. О переговорах, начавшихся с Михайловским театром, рассказала директор Таллинской филармонии Маргит Тохвер-Айнтс. Однако этим летом фестиваль, который прошел в августе 2017 года в 13-й раз, принес и без того достаточно важных новостей — и радостных, и, увы, трагичных.

С 2017 года фестиваль официально посвящается своему основателю — эстонскому деятелю культуры с мировым именем, многолетнему руководителю Таллинской филармонии Эри Класу, состоявшему в жюри премии «Золотая маска». Ушедший в лучший мир маэстро был, по словам Маргит, тем человеком, к которому прислушивалась не только эстонская общественность, но чье слово было весомым во всех странах Балтии. Именно Класу принадлежала идея организации временной оперной и балетной площадки в средневековом монастыре Святой Биргиты в приморском предместье Таллина – Пирита по примеру знаменитого оперного фестиваля в крепости Олавинлинна в финской Савонлинне.

От огромного монастырского здания остались только мощные наружные стены, а кровля устраивается на время фестиваля. Огромные живописные руины расположены среди балтийских дюн и сосен, прямо напротив яхтенной гавани, где в 1980 году проводилась олимпийская регата. С 2005 года на несколько августовских дней территория древнего монастыря преображается: горят факелы, разноцветная подсветка выхватывает из темноты вечную каменную кладку и дорогущие машины автосалонов-спонсоров, в белом шатре работает ресторан…

Но главное, конечно, происходит внутри, на сцене и в зале, где опера и балет сочетаются с современным дизайном и технологиями. Когда я впервые побывал на «Биргитте» в 2010 году, центральной постановкой фестиваля была «Орфей и Эвридика» композитора Глюка. Тогда действующие лица спектакля оторвались от подмостков и полетели над смонтированным в периметре древних стен деревянным амфитеатром. Этим летом полеты тоже были — в детском представлении «Карлсон летает», привезенным в Пириту Латвийским национальным балетом, однако летала лишь проекция заглавного героя.

Детские спектакли могут стать теперь новой традицией «Биргитты» — вслед за «Карлсоном», музыка к которому написана, между прочим, тезкой знаменитого персонажа Астрид Линдгрен —главой Рижской консерватории Юрисом Карлсоном. Постановщиком спектакля стал балетмейстер Айварс Лейманис.

— Вы много работаете для детей? — спросил я у гостя из Риги.

— Случается, конечно, — ответил Айварс, отец которого снял один из легендарных фильмов 1972 года , знакомых каждому советскому подростку «Слуги дьявола на чертовой мельнице». — Кстати, каменные галереи вокруг здания монастыря Св. Биргитты послужили в отцовском фильме для съемок «подземного хода под Даугавой».

Подарив детям «Карлсона», на следующий вечер рижане покорили зрителей грандиозным вечером одноактных балетов «Болеро». Оркестрантов Латвийский национальный балет привез с собой с берегов той самой Даугавы, так что весь ансамбль у них был изначально сыгран. Однако такая идеальная ситуация вовсе не типична для «Биргитты». С художественным руководителем фестиваля — вокалистом и дирижером Ристо Йоостом — мы познакомились в неформальной обстановке на небольшом приеме в белом ресторанном шатре после представления оперы «Тоска». Ристо, под управлением которого оркестр Таллинской филармонии только что блистательно исполнил музыку Пуччини, «зажигал» на вечеринке, дружески приветствуя звезд Английской гастролирующей оперы. Три репетиции, проведенные музыкантами и хором из Таллина с британскими солистами, позволили создать уникальный, композиционно целостный оперный спектакль.

Художественный руководитель фестиваля Ристо Йоост

Пуччини был представлен на «Биргитте» впервые. Чаще всего на фестивале звучала музыка Верди — любимого композитора Эри Класа. И на сей раз в программу включили «Травиату», привезенную Каунасским государственным музыкальным театром и «ПромФестом». А в качестве произведения, которое Таллинская филармония всегда специально готовит к фестивалю «Биргитта», в 2017-м были исполнены «Времена года» Гайдна — вслед за его же «Сотворением мира», поставленным в прошлом году. Постановщик Ран Артур Браун, поставив цель показать зрителю все многообразие уже сотворенного мира, задействовал классический и современный танец, акробатические номера — танцоры и акробаты приехали из Большого театра Познани — и даже эстонский национальный вид спорта кийкинг.

— В этом году программу фестиваля в первый раз составляли без маэстро Класа. При этом вы, разумеется, придерживались заложенных им традиций, — обратился я к Ристо Йоосту в антракте. — Как в нескольких словах можно описать концепцию «Биргитты»?

Ристо оказалось достаточно двух слов: музыкальный театр. Таллинская филармония под руководством господина Йооста и госпожи Тохвер-Айнтс, постоянно концертируя в четырех небольших залах исторического здания «Братства черноголовых» — одной из старейших построек Таллина, в школах и на других концертных площадках Эстонии, каждый год готовится к «Биргитте» как к главнейшему событию, кульминации творческого сезона.   

Сергей Ярошецкий, шеф-редактор PULSE. Специально для "Новой Газеты-Балтия"

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.