logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Меня завораживает водная стихия»

«Меня завораживает водная стихия»

Сергей Лим — художник из Эстонии, влюбленный в морскую стихию.

Его с детства окружали городские пейзажи старого Таллина и романтика близости моря.

Море — неиссякаемый источник вдохновения для Сергея Лима, его картины поражают натуральностью, а жители Таллина называют его «нашим Айвазовским».

Сергей, вы родились и выросли здесь, в Таллине. Каким было ваше детство?

Да, я родился и вырос в Таллинне, на тот момент, наверное, был единственным корейцем. Раньше, в советское время, сюда направляли всех специалистов — строить Эстонскую Советскую Социалистическую Республику. Вот и отца после института направили сюда. Он инженер гидротехнических сооружений и принимал участие в строительстве Таллинского порта, набережной в Пирита. А мама по образованию преподаватель английского языка.

Детство у меня было веселым, много хорошего вспоминается из того времени. Мне всегда нравилось жить в Таллине, очень люблю свой город. А старый Таллинн с его средневековыми улочками — особенно, мне всегда он казался сказочным. 

Сколько помню себя в детстве, всегда что-то рисовал. Я даже в школе всегда  рисовал, оформлял стенгазеты и тематические вечера. У нас школа была космическая, то есть школа имени Сергея Павловича Королева. Космическая тема в нашей школе была очень актуальной, вот тут уж меня несло, там я мог дать волю своей фантазии. Возле стендов нашего класса мои одноклассники всегда с гордостью говорили: «Это наш Серега нарисовал». Многие не верили, что это мог нарисовать просто школьник.

Ну и наверно, с детства выбрали себе «специальность» — стать художником?

Да как сказать, сейчас уже, наверное, это моя специальность. Но после школы я пошел в железнодорожный техникум, стал механиком рефрижераторной секции — сейчас моей профессии и не существует уже. Мне нравилась моя работа, нравилось путешествовать. Правда, успел я немногое, работал, пока Союз не развалился. Но пока работал, объездил, наверное,половину СССР, и мне, как я считал, за это еще и деньги платили.

Приходилось много времени проводить в дороге? Рейс в Советском Союзе был, наверное, недели две?

Рейс был 45 суток минимум, а так, в среднем, 60 суток. Жизнь на колесах, платили очень хорошо. Но потом это все развалилось, конечно, вместе с Советским Союзом.

И подались в свободные художники?

Ну, это не сразу. Тогда наступили лихие 90-е…Что я только ни делал, многим пришлось заниматься и многое пришлось пройти. А рисовать я любил всегда и, по возможности, всегда что-то рисовал.

Почему именно море?

Да как-то попробовал, и пошло. До сих пор не могу остановиться. Меня завораживает водная стихия. Море всегда разное. Сколько я рисую, одинаковых картин нет. Для меня это состояние души, живая энергетика. Я могу часами смотреть на море, часто гуляю вдоль берега. Море мне дает силу и какой-то энергетический заряд.

Когда вы начали серьезно заниматься живописью, картинами?

Последние лет 7-8 серьезно занимаюсь только написанием картин, приглашают еще и в художественные студии, где я веду мастер-классы, показываю и рассказываю о своей технике работы над картиной, помогаю писать картины. За один-два урока люди, которые раньше никогда не рисовали, могут написать достойную картину. Радуются своим успехам, как дети, мне приятно это наблюдать. Ведь уметь выражать свои эмоции на холсте, что-то сделать своими руками — это хорошая терапия от разного рода стрессов и хорошая тема для подарка. Люди на такие занятия приходят даже семьями.

Когда только начал выставлять и продавать свои картины, обратил внимание, что люди у нас в Эстонии предпочитают больше какие-то абстракции, к картинам с реалистичной тематикой не совсем привыкли.  Бывало, люди даже не верили, что это настоящие картины, так реалистично они были написаны, думали, как увеличенные фото. И очень были удивлены, когда убеждались, что это настоящие «живые» картины, написанные маслом. Сейчас, когда приходят ко мне за картинами, им нравится, говорят, что такие картины они видят только в музеях. А приходят все — и русскоязычные, и коренные эстонцы. Конечно, это приятно слышать и хочется еще больше работать.

Бывает, люди обращаются ко мне, хотят заказать картину определенного  размера, обычно большого размера,  под интерьер своего дома, но совершенно не представляют, сколько это может стоить. В их представлении, картина размером один на два метра или даже два на три метра должна стоить не более ста евро. Так не может быть, так не бывает.  Это большой труд, это, можно сказать, «ручная работа». С годами хорошая картина только выигрывает и ценность ее растет.

Раз мы заговорили о ценности, и вы зарабатываете на жизнь, только продавая свои картины,

Как вы определяете их стоимость?

Одну мою картину женщина купила в кредит, выплачивала деньги постепенно, в рассрочку — это картина большая по размеру. Уж очень ей понравилась.

Одни спрашивают, зачем я так дешево продаю свои картины. Другие считают, что слишком дорого, в магазине «Jusk» продают постеры по 70-100 евро, а мои картины дороже.

Но это разные вещи, это даже сравнивать нельзя. Картины — это ручная работа, они не могут стоить дешево, это не штамповка.

У одного известного художника спросили: «А почему так дорого стоят ваши картины?» «Да потому, что я к этому шел всю свою жизнь», — ответил он. Чтобы к этому прийти, надо очень много работать. Так что я еще в пути. Я не стремлюсь продать свои картины задорого, 70% из всех своих картин я подарил по разным поводам, друзьям и знакомым.  Один раз пошел на свидание с девушкой и подарил ей свою картину. Она была смущена, не ожидала такого жеста.

Но и жить на что-то надо, покупать те же краски, холсты. Поэтому здесь всегда есть компромисс. По мне, так лучше пусть эти картины уходят, радуют людей, а я лучше еще что-нибудь напишу.

Ну конечно, раз есть вдохновение.

С вдохновением порой, конечно, бывают проблемы.  Дело здесь в состоянии души, бывает, за месяц могу написать 20-30 картин, практически не останавливаясь, работаю днем и ночью, как одержимый. Благо у нас в Эстонии летом белые ночи, светло.  В такие периоды я чувствую  нескончаемый поток. Наверное, так и выглядит это самое вдохновение. В день могу начать несколько картин, одновременно. А бывает, не могу притронуться к холсту, пустота. В таком состоянии не могу работать.

Я хочу, чтобы люди понимали: то, что висит в вашем доме на стенах, имеет значение. Какое эмоциональное состояние вызывает у вас то, что изображено на картине, какую энергетику она несет. Это все влияет на нашу психику, настроение, и даже на поступки и нашу жизнь в целом. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.