logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Евгений Орлов: «Никакой геополитики — только геопоэтика»

Евгений Орлов: «Никакой геополитики — только геопоэтика»
Фото: Сергей Барановский

Уже пятый год на площадке портала Stihi.lv проводятся два международных поэтических конкурса — «Кубок мира по русской поэзии» и «Открытый чемпионат Балтии по русской поэзии». География участников — все страны, где живут люди, пишущие стихи на русском языке. Очень солидное жюри, состоящее из известных поэтов, редакторов толстых журналов и альманахов, литературных критиков, каждый раз выдает лучшим стихотворцам пропуск в мир большой литературы. Инициатором и двигателем этой поэтическо-конкурсной деятельности является рижский поэт и журналист Евгений Орлов. Он, кстати, победитель первого Открытого чемпионат России по литературе в номинации «поэзия». В беседе с «Новой газетой – Балтия» Евгений поделился своим видением развития русской поэзии вообще и ее жизнью в Сети, в частности.

Не все так плохо

Насколько востребованы сегодня стихи?

Гораздо легче осмыслить то, что наблюдаешь со стороны, — находясь внутри какого-то процесса, ты видишь его несколько предвзято. Тем не менее, русская поэзия, на сегодняшний день, думаю, переживает четвертое свое рождение и, наверное, не все так плохо, как кажется.

Понятно, что причиной первого всплеска, когда поэзия задышала, стал Александр Сергеевич Пушкин. Благодаря ему поэзия вошла в жизнь образованных слоев общества и, честно говоря, благодаря Пушкину русский язык тогда попал в литературу.

Следующий всплеск — «серебряный век». Начало 20-го столетия, бурные преобразования в жизни, появление таких громад, как Маяковский, Цветаева, Пастернак, Мандельштам... Это просто чудо, какое было время.

Третий всплеск русской поэзии — это 60-е годы. Здесь тоже была очень хорошая основа. На мой взгляд, очень здорово, что тогда работал литературный институт: он создавал базу, фундамент для появления целой плеяды замечательных поэтов.

А сейчас идет четвертый этап развития поэзии. И это связано с интернетом, в первую очередь. Интернет дал возможность абсолютно всем, кто любит поэтическое слово, выходить на публику, выносить свои произведения, получать критику. Это, по сути дела, тоже литературный институт. То есть, на сегодняшний день, поэтический интернет — это, своего рода, литературная школа, в которой продолжают свою учебу поэты, некогда окрещенные «сетевыми». И вот убей Бог, я не понимаю, почему они сетевые? Это, действительно, настоящие, серьезные поэты (их очень много), которые благодаря интернету нашли своего читателя и, с учетом кризиса бумажной литературы, у этих поэтов сегодня читателей побольше, чем если бы все это издавалось на бумаге.

По сути, определение «сетевой поэт» — это не более, чем обозначение их способа прихода в литературу. Конечно, отсутствие редакторской цензуры тоже делает свое дело. Из-за того, что этим путем идут и откровенные графоманы, многие говорят, что литературный интернет — это такая свалка, мусорник, и попробуй там разыщи что-нибудь стоящее.

Но действительно, как разыскать в этой огромной массе интернет-публикаций хорошие стихи?

Единственная возможность найти новое интересное имя или новые интересные произведения  — это следить за тем, что происходит в литературном конкурсном интернете, где произведения оценивает профессиональное литературное жюри и итогом всего этого, в общем-то, на мой взгляд, как раз является выявление в этом «большом мусорнике» какого-то бриллиантика.

Со всех регионов планеты

На портале Stihi.lv проводятся два чемпионата?

Да. Один — это «Открытый чемпионат Балтии по русской поэзии», который каждый год стартует 21 марта — во Всемирный день поэзии по календарю ЮНЕСКО — и завершается в день рождения А.С. Пушкина 6 июня. Это конкурс подборок, составленных из трех стихов, написанных и размещенных в сети не ранее 1 июня предыдущего года. То есть, три лучших подборки из трех лучших стихов за последний календарный год.

Одновременно в этом конкурсе участвуют подборки из трех стихов, ранее не размещавшихся в сети. То есть, абсолютно анонимные подборки, имена авторов которых оглашаются только 6 июня в день завершения конкурса.

Что греха таить — есть уже авторы с именем, и какому-то молодому поэту порой бывает очень трудно пробиться через этот частокол имен. Жюри ведь тоже, понятно, субъективно и когда оно видит знакомое имя, нет-нет, да и отдает предпочтение ему. А когда конкурс проходит в анонимном режиме, то первичным становится отношение к тексту, а не к автору.

Второй конкурс — «Кубок мира по русской поэзии». Это конкурс не подборок, а отдельных стихотворений, и он как раз абсолютно анонимный. Проходит с 1 сентября по 31 декабря.

Это, безусловно, очень интересный конкурс. Он сопровождается такой «угадайкой» — люди, приходящие на сайт, пытаются отгадать, кто же автор того или иного произведения. И действительно уже есть такие авторы, которых узнают с первых четырех строк. Но этот конкурс еще и дает возможность проверить себя тем авторам, за которыми тянется авторский шлейф узнаваемости, возможность проявить себя, сказать, может быть, немножечко по-другому. То есть, открыть какую-то новую свою грань. Или, наоборот, увидеть: нет, это не мое.

Какова география участников этих конкурсов?

Это весь мир. По сути дела, все регионы планеты, где живут русские поэты. Здесь нет никакой геополитики, а только геопоэтика.

Ну и, конечно, что меня особенно радует: люди, пишущие стихи на русском языке и проживающие при этом в разных странах, в основной своей массе, очень похожи. Нас пытались убедить, что русские, проживающие за пределами России — например, в той же Латвии, другие, потому что находятся в другой социальной среде и поэзия у них должна быть другая. Но мне видится в этом что-то искусственное. Мы не выделяемся из русской поэзии, мы приносим в русскую поэзию какие-то, может быть, новые черты, элементы. Но не отпочковываемся, не берем русский язык и не встраиваем его в систему западной поэтики. Ведь ветки на дереве, хоть и отходят от ствола, питаются все равно от корней. Бывает, что листья вянут и опадают, но дерево остается.

Живой организм поэзии

Если не ошибаюсь, ты стал победителем первого российского поэтического чемпионата?

Да, это был первый Открытый литературный чемпионат России. Сейчас этот конкурс больше не проводится. Так как подобные конкурсы требуют сил, здоровья и, по большому счету, не оплачиваются, думаю, что у организаторов просто иссяк энтузиазм.

Зная все это, ты взялся сам за проведение подобных конкурсов. Почему?

Мне понравилось, что они предложили достаточно зрелищную форму поэтического состязания. Форму, которая привлекает внимание к текстам, заставляет переживать за их конкурсную судьбу. Я увидел, что мы можем развить это начинание и сделать его лучше. И действительно, мы стали серьезно работать в этом направлении. Спустя пару лет, как состоялся первый чемпионат Балтии, мы стали издавать книги.

Мы — это определенная команда?

Команда — это я и те люди, которые хотят помогать. Эта команда в какой-то момент становится больше, в какой-то — меньше. Появляются новые люди, предлагают свои идеи, реализовывают их, потом устают, отходят... Но затем появляются другие. Все как в любом живом организме.

Хочу сказать огромное спасибо Андрею Царегородцеву. В 2012 году он возглавлял издательский дом Petit, и когда я пришел к нему с идеей поэтического конкурса, он ее мгновенно поддержал.

Но дело движется и развивается до сих пор?

Да. Мы издаем книжную серию — печатаем книги — которая называется «Книжная полка поэта». В этой серии уже вышло 13 авторских сборников, 14-й выйдет этим летом. Плюс в сентябре у нас выйдет поэтическая антология лучшего за эти пять с половиной лет жизни портала Stihi.lv. Презентоваться она будет в Санкт-Петербурге.

Мы стали проводить очные встречи участников наших конкурсов — «Дни портала». Два раза это было в Москве, один раз в Санкт-Петербурге, где сейчас планируется еще одна встреча. То есть эти встречи уже становятся традиционными.

Еще у нас есть такая рубрика: «Поэзия голосом», где каждый посетитель портала может озвучить понравившееся стихотворение. Сейчас вот идет чемпионат и более 70 стихов уже озвучены. Люди присылают аудиозаписи, и мы их выставляем.

А книги, которые вы издаете, покупаются?

Нет, мы их не продаем. Это небольшие, раритетные тиражи, выпускаемые, как правило, на чьи-то личные средства. Такие книги дарятся авторам вместе с макетом, благодаря чему они могут сами издавать эту книгу любым тиражом и затем дарить или продавать.

Приход в литературу

Что меняется в жизни победителей и призеров ваших поэтических чемпионатов?

Очень многое. Причем, как это ни парадоксально, главные призы, чаще всего, достаются не победителям.

Я постарался сделать так, чтобы жюри у нас было представительное. В данный момент у нас 42 члена жюри: 10 на отборе и 32 — в финальной части. Мы называем это большим профессиональным читательским жюри. Потому что в нем принимают участие поэты, литературные критики и редакторы толстых журналов.

И они приходят на наш конкурс не только, как члены жюри, но и как заказчики на поэтическую биржу. Они знакомятся с новыми для себя фамилиями и в дальнейшем поэтические подборки участников конкурса появляются в этих журналах.

Например, журнал «Сибирские огни» опубликовал подборку победителя Кубка мира Любы Колесник. Кстати, после нашего конкурса она получила целевую премию губернатора Тверской области на издание книги.

Алена Асенчик, преподаватель университета из Гомеля победила тоже на одном из Кубков и об этом писала вся Белоруссия. За эти годы, я даже боюсь сказать точно, сколько победителей и лауреатов наших конкурсов были опубликованы в серьезных журналах. Например, призы у нас учреждали журналы «Дружба народов» и «Знамя» и несколько наших авторов получили там прописку.

В принципе, попадание в «журнальный зал» — это приход в литературу новых интересных авторов, о которых узнают читатели. Ну, а как дальше сложится судьба этих авторов — это уже зависит только от них.

Как удается тянуть эту лямку организации поэтических конкурсов?

Содержать портал, заниматься издательской деятельностью, как-то поддерживать поэзию — без меценатов все-таки сложно. Поэтому если среди тех, у кого есть деньги, появится человек, который сможет поддержать наш проект, в том числе и его издательскую часть, пусть даже небольшими средствами, то мы будем рады. Но принцип у нас такой: нам можно помогать, нам нужно помогать, потому что мы все-таки делаем хорошее дело, но единственное на что можно рассчитывать в ответ — на большое сердечное спасибо.

Евгений Павлов

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.