logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Восстанавливать отношения или продлевать санкции?

Восстанавливать отношения или продлевать санкции?

2 мая информационное агентство ТАСС опубликовало интервью с главой финансовой комиссии эстонского парламента Михаилом Стальнухиным, в котором политик выступил за восстановление отношений с Российской Федерацией. По его мнению, санкции наносят вред экономике Эстонии. 

По словам Стальнухина, российские санкции являются «настоящей трагедией» для сельского хозяйства страны в плане производства молока. Парламентарий приводит данные, согласно которым еще в 2014 году, до введения антироссийских санкций, треть производимого в Эстонии молока шла в Россию, еще треть — потреблялась внутри страны.

«Остальное уходило в Латвию и Литву на заводы, которые его перерабатывали, и оттуда (продукция — прим. ред.) также уходила в Москву. Сами можете прикинуть, какие это проблемы», — заявил Стальнухин.

Экономические проблемы коснулись и транзитного сектора страны. Эстония, по словам Стальнухина, теряет около 500 млн евро в год из-за санкции.

«Где-то месяц-полтора назад в парламенте Эстонии была встреча, в которой участвовали несколько крупнейших транзитчиков. И там было напрямую заявлено, что нарушенные связи в транзите лишают нас примерно 500 млн евро в год, имеется в виду только государственный бюджет», — приводит его слова информационное агентство.

По мнению Стальнухина, изменить условия санкций Европейского союза против России может любая страна-член ЕС, для этого необходимо соответствующим образом проголосовать, когда происходит подтверждение этих санкций раз в полгода. В то же время, по его мнению, Эстония самостоятельно не может повлиять на сложившуюся ситуацию.

«Политику Евросоюза определяют в первую очередь «старые» члены ЕС. И крайне редко возникают ситуации, когда у «новых» есть что сказать по этому поводу», — отметил Стальнухин.

По его мнению, только после выборов во Франции и Германии, станет ясно, как будут складываться отношения с Россией.

«Все будут очень внимательно смотреть за тем, что будет происходить на выборах в Германии, получит ли Меркель поддержку своей политики или нет. Все крупные политические изменения будут зависеть от того, какие политические силы будут возглавлять ЕС», — заявил Стальнухин.

«Новая газета — Балтия» решила узнать у других членов финансовой комиссии Рийгикогу, поддерживают ли они позицию Стальнухина о восстановлении контактов с Россией.

Андрей Новиков, член финансовой комиссии Рийгикогу (Фракция Центристской партии)

В принципе согласен со Стальнухиным, санкции — замена экономической логики на политическую — уже по определению контрпродуктивны в условиях свободных рыночных отношений.

Кальви Кыва, член финансовой комиссии Рийгикогу (Фракция Социал-демократической партии)

Я согласен со своим коллегой Михаилом Стальнухиным, что будущее отношений ЕС и 27 стран-союзниц c Россией является темой, которую необходимо обсуждать, а не замалчивать. «Тогда, если смогут наладиться внешнеполитические отношения, возможно, мы могли бы быстрее выйти на сотрудничество», — сказал Стальнухин. И это золотые слова. Действительно — «если смогут наладиться внешнеполитические отношения».

Мы все: в Таллинне, Брюсселе и Москве, знаем, что является причиной нынешнего низкого уровня отношений. Это «зеленые человечки» в Крыму и аннексия полуострова, это очевидное разжигание военной деятельности на востоке Украины, которое было направлено на раскол страны и на то, чтобы Киев потерял контроль над большой частью территории Украины.

В этой ситуации ни у Евросоюза, ни у демократических государств в целом, которые опираются на международное право, не было другого выбора, кроме как ввести санкции против России, на которые последняя ответила тем же.

Конечно же, и Эстония, и Евросоюз желали бы поддерживать нормальный диалог с Москвой, без санкций. Мы к этому готовы, но это возможно лишь тогда, когда Россия начнет выполнять Минские соглашения в полном объеме.

Причина же снижения грузопотоков не является лишь следствием охлаждения отношений двух стран. Развивать свои порты (в том числе и порт Усть-Луга), чтобы больше грузоперевозок осуществить через них — это сознательная политика России, к которой она давно готовилась.

Еще раз повторю, Эстония, безусловно, заинтересована в добрососедских отношениях с Россией: экономических и политических. Однако в условиях, когда украинский конфликт так и не урегулирован, мы не можем своими действиями отдалять конец войны.

Однако я не согласен с Михаилом Стальнухиным в том, что «политику Евросоюза определяют в первую очередь «старые» члены ЕС и крайне редко возникают ситуации, когда у «новых» есть что сказать по этому поводу». Эстония считает одной из сильных сторон Евросоюза единую внешнюю политику и политику безопасности. Эстония принимала в их формировании такое же участие, как и другие страны ЕС. Кроме того, мы видим, что сегодня участие всех стран в принятии решений становится все важнее для единства и будущего союза. Здесь нет никакого деления на «старых» и «новых» или политики «дорожного катка» старых членов.

Европейский союз начал вводить ограничительные меры против Москвы в 2014 году на фоне присоединения Крыма к России и конфликта на юго-востоке Украины. В качестве ответной меры Россия ввела эмбарго на ввоз целого перечня продуктов из стран ЕС.

Ранее газета The Times со ссылкой на главу британского МИД Бориса Джонсона сообщила, что Великобритания на встрече глав внешнеполитических ведомств стран «большой семерки» потребует ввести новые санкции в отношении России из-за Сирии.

11 апреля на саммите стран большой семерки в итальянском городе Лукка министры иностранных дел не поддержали предложение расширить санкции против России за поддержку режима Башара Асада.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.