logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Властелин льда

Властелин льда
Фото: из личного архива скульптора

Лед, песок и шоколад — с этими материалами работает литовский скульптор Миндаугас Тендзягольскис. В интервью «Новой газете — Балтия» скульптор рассказал, чем на самом деле является искусство, где искать озарение и чем отличается работа с подобными материалами от традиционных.

 

Большинство артистов и скульпторов работает с мрамором или металлом. Вы выбрали лед.

Я могу работать практически с каждым материалом — с деревом, камнем, металлом. Сам материал диктует концепция его содержания, идея. Тогда я смотрю, какой материал лучше всего сможет раскрыть фактуру: взять кусок камня и смотреть, что из него получится — это уровень народных мастеров. Я сначала создаю идею, потом выбираю материал. Вот лед, например, лучше всего подходит для того, чтобы выразить бренность бытия.   

Лед кажется холодным и бесстрастным.

На самом деле, лед эмоциональный, хотя и холодный. Он меняет форму, именно поэтому он и красив. Мне интересно то, как он изменяет форму в течение экспозиции или, например, во время мероприятия. Поэтому, когда я думаю над идеей, то стараюсь представить себе, как мой объект из льда будет выглядеть в будущем, как он будет меняться во время всего процесса, как он будет таять. Помимо этого, я известен как профессиональный исполнитель ледовых шоу.

Что нужно, чтобы работать со льдом?

У меня есть мастерская и склад, специально подготовленные помещения для работы по льду. Естественно, что все это связано с немалыми расходами. Хорошо писателям или поэтам, они напишут себе на салфетке в кафе стихи или книгу, потом надиктуют — и готово! Расходы на изделие практически минимальные. В моем случае это и физические, и интеллектуальные усилия, и инструменты, и расходы на электричество. Конечно, можно работать и с простым топориком или ледорубом, но для масштабных скульптур нужны более эффективные инструменты, а они стоят денег.

У работы со льдом есть своя специфика?

Да. Когда работаешь со льдом — это нужно делать быстро, нет времени посидеть, подумать. Что же касается остального, то, работая над арт-объектами из льда, нужно точно так же видеть структуру и фактуру материала, как и в случае работы с деревом, металлом или камнем.



Сколько времени у вас занимает создание скульптуры или арт-объекта из льда?
Прежде всего это зависит от сложности, площади и объема. Например, сделать из льда бар  занимает около недели. В том случае, если это ледовое шоу, оно может длиться всего несколько минут. Подобное шоу требует серьезной подготовки, солидного багажа знаний, опыта и способностей.
Сколько это может стоить? От 500 евро и больше. Каждая деталь требует времени, время профессионалов стоит денег. Профессионал потратил, как правило много времени и усилий для того, чтобы достичь своего уровня, поэтому его труд должен стоить своих денег. Хочется работать не только на хлеб, но и заработать на «масло».

Как вам живется с вашим редким ремеслом?

Во-первых, я занимаюсь не только созданием скульптур из льда. Для меня это сезонное занятие — на лето или на Рождество. Я, помимо всего прочего, занимаюсь фотографией, рекламой, участвую в других мероприятиях, руковожу творческими занятиями на мероприятиях, занимаюсь созданием разнообразных игр, пишу сказки для детей, в ближайшем будущем в книжных магазинах появится том эротической поэзии моего авторства на диалекте жямайтисов, с моими же иллюстрациями, моделями которых были известные женщины. Также читаю лекции, делаю скульптуры не только из льда, но и из песка и даже шоколада.

Какой песок нужен для песчаных скульптур?

Песок с пляжа не годится, нужен песок из карьера, чтобы в его составе было около 6 процентов глины, потому что в противном случае песок не спрессуется.

А шоколад?

Одно рекламное агентство придумало такую идею, а я ее воплотил в жизнь. Специфика? Шоколад — это не песок и не лед. Грубо говоря, лед — это мокрая и холодная работа, а вот объекты из шоколада надо лепить, а не вырезать. Иногда кажется, что аромат шоколада проникает всюду, куда только возможно, постепенно проникаешься им.

Самая большая скульптура, которую вам до сих пор удалось создать, — это…?

Например мне довелось побывать художественным руководителем проекта “Ледяное барокко”, лет шесть, семь назад. Тогда на кафедральной площади мы создали костелы изо льда высотой в 5 – 7 метров.

Артисты, поэты и писатели говорят о том, что для творчества нужна муза. У вас она есть?

Муза для меня это стимул – работать дальше. Это вполне может быть луч солнца, чашка кофе рано утром, что-то что вдохновляет и придает импульс.  Если ваш вопрос касается женщины – то такая муза моя невеста Гитана. 

Бытует мнение, что чтобы творить нужно страдать.

Одни люди к процессу творчества подходят рационально, другим нужны чувства, переживания, эмоции. Человек получает озарение и начинает творить. Тем не менее, мне кажется, что со временем, творчество получается все легче и легче – просто ты идешь по уже проторенном тобой пути.

Что такое для вас искусство?  

Человечество уже давно пытается найти ответ на то, чем является искусство. Дать ответ на этот вопрос невероятно сложно и просто одновременно. Сложно, потому что люди как правило спрашивают, чем является искусство, а надо спрашивать, когда появляется искусство. Искусством стать любой момент, это могут быть даже обстоятельства или просто безделушка.   

Почему вы решили стать скульптором?

Потому что ленился учиться (смеется). Я закончил одиннадцать классов, не стал заканчивать двенадцатого. Поступил в высшую Академию Искусства в Тельшяй, нашел преподавателя, через полгода подготовился, сдал экзамены, проучился в ней пять лет, после поступил в вильнюсскую Академию Искусств, где проучился еще восемь лет. В общей сложности на обучение своему искусству я потратил тринадцать лет. Тем не менее основная причина, которая привела меня в искусство – пример отца.  Мой отец педагог, народный мастер Силвиюс Римвидас Тендзягольскис. 

Достаточно многие люди мечтают о том, чтобы стать артистом и удивлять своим искусством мир. Что вы могли бы им посоветовать?

Большинству стоит получить еще одну профессию, а искусство сохранить как форму самовыражения. Справиться с трудностями и зарабатывать искусством на жизнь способны лишь немногие. Многие мои однокурсники хотя и занимаются творческой работой, но работают, например, в сфере рекламы. Своим искусством на жизнь зарабатывают немногие.

У вас не было желания эмигрировать?

Зачем? Мне нравится в Литве, я здесь счастлив. Здесь моя семья, друзья. Из Литвы я уезжаю тогда, когда получаю заказы, но всегда возвращаюсь.  Эмиграция не для меня. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.