logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Первые шаги

Первые шаги
Фото: Алексей Аляшевич

Новая правительственная коалиция Эстонии, сформировавшаяся после ноябрьской отставки прежнего кабмина, успела за 100 дней запустить в работу и провести через парламент ряд законов. Как отчиталось само правительство, из 88 задач выполнено 70, частично — 7, с опозданием — 11 задач. Похвальное рвение, однако за спешку правительство уже получило первую порцию критики от предпринимателей, недовольных резкими и скорыми изменениями налоговой политики.

В сообщении пресс-службы правительства, которое было разослано 3 марта, значится: «В правительственном стодневном плане было 88 задач, из которых выполнено 70, частично выполнены семь и с опозданием — 11 задач».

Главными действиями за 100 дней были повышение пособия для многодетных семей до 300 евро в месяц, повышение гибкости системы родительских отпусков и компенсаций, решение о реконструкции Таллинского горхолла, пенсионная реформа и реформа подоходного налога, в результате которой улучшится положение людей с низкими доходами. 

В течение первых 100 дней правительства были согласованы принципы программы инвестиций в государственную оборону, продолжилась подготовка к прибытию боевой группы НАТО в Эстонию в апреле 2017 года, обсуждались предложения по укреплению дипломатической службы Эстонии, а также были утверждены предварительные приоритеты Эстонии на период председательства в ЕС.

Однако в пресс-сообщении правительства нет ни слова о налоговом пакете, получившем название «гроздевой» (kobraseadus), принятом в ускоренном порядке, который подвергся критике со стороны предпринимателей. Речь идет об отмене запланированного снижения соцналога, об ускорении темпов роста акцизов на алкоголь, о повышении акциза на газ, об установлении банковского сбора, о новом «лимонадном» налоге на сахаросодержащие напитки, об отмене освобождения от налогообложения процентов по сберегательным вкладам, о плате за первичную регистрацию автомобиля и многое другое. Еще правительство планирует ввести залоговый подоходный налог на кредиты между фирмами. Все это вызвало недоумение в предпринимательской среде, учитывая, что одна из самых важных целей, которую озвучила новая коалиция, — добиться роста экономики страны.

Обычно 100 дней — это время, когда правительство не критикуют, дают ему время осмотреться и раскачаться. Сейчас же все бросились с подачи самого кабмина оценивать, что они за это время успели сделать.. 

«По-моему, за этот короткий срок правительство успело наломать столько дров, что инвесторы, всегда лояльно относившиеся к Эстонии, насторожились и не хотят приходить в страну, — считает политолог Пеэтер Тайм. — Канцлер права никогда за столь короткий срок так много раз не высказывался критично в отношении правительства. Это говорит о том, что парламент, который создает законы, сам же их и не выполняет». 

По его словам, принятый «гроздевой» пакет налоговых изменений юридически некорректен, не отвечает обоснованным ожиданиям людей.

Например, канцлер права Юлле Мадизе считает, что изменение темпов роста акцизных ставок на слабоалкогольные напитки нарушает свободу предпринимательства и принцип правового ожидания. В споре с парламентом по вопросу акцизов она готова идти в Госсуд. Так же она назвала необоснованной отмену снижения ставки соцналога. До сих пор законодатели придерживались правила, что о неблагоприятных для налогоплательщиков налоговых изменениях общественность должна быть информирована, как минимум, за полгода. Планировалось снизить соцналог с 1 января 2017 года, однако в декабре 2016 года новая коалиция отменила это решение.

По словам Тайма, когда партия долго находится в оппозиции и знает, что шансов попасть в правительство нет, она обещает своим избирателям все, что угодно — «любые золотые горы». «В конце прошлого года на центристов неожиданно свалилось бремя власти (осенью прошлого года в результате вотума недоверия премьер-министру Таави Рыйвасу (реформист) правительство ушло в отставку. В ноябре новое правительство возглавила Центристская партия — А.А.). В результате коалиция начала бездумно повышать налоги, чтобы выполнить свои безумные обещания избирателям. Как они собираются выполнять свои главные обещания — увеличить рост экономики страны и улучшить демографическую ситуацию? Мне не ясно».

Профессор экономики университета «Майнор» Петр Верницкий считает, что с точки зрения экономической политики, действия нынешнего правительства достаточно невнятные. «Я не испытываю теплых чувств к Андресу Ансипу (бывший премьер-министр Эстонии — прим. Ред.) и Юргену Лиги (бывший министр финансов — прим. Ред.), но их экономическая программа была четкой и предсказуемой. Новой коалиции нечем хвастаться. Говорят о либеральной экономике, но при этом затевают пенсионную реформу, похожую на уравниловку. То, что они сейчас делают, больше похоже на гигантское перераспределение финансовых потоков и чистой воды популизм».

По мнению политолога Евгения Голикова, никаких крутых поворотов новое правительство не делало и сделать не могло, поскольку у него ограничен политический и экономический ресурс. «Тем не менее есть признаки того, что наконец-то правительство стало чуть-чуть социальнее. Некоторые говорят, что это удар по бизнесу. Однако изменить нынешнюю парадигму либеральной экономики, сложившуюся в начале 90-х годов после восстановления независимости Эстонии, сложно и никому не нужно».

«Те некоторые шаги в социальной сфере, которые предприняло правительство, сделаны в интересах будущего Эстонии», — считает Голиков. В пример он привел решение кабмина увеличить финансирование науки, чтобы страна не осталась за порогом происходящих в мире изменений.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.