logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Человек из металла

Человек из металла
Фото: Витольд Янчис

Владас Кузинас — человек особенный. Кузнец с большой буквы, способный подковать, словно сказочный Левша, блоху и сделать гигантские, уникальные солнечные часы высотой почти в четыре метра и весом в тонну. В своем интервью «Новой газете — Балтия» Владас Кузинас рассказал, почему стал кузнецом, как постигал азы мастерства, почему перестал принимать учеников, и поделился планами на будущее.

Почему вы решили стать кузнецом?

Работа в кузнице, в особенности художественная ковка, дарит человеку свободу мысли и творчества. Когда мы уходим, в памяти других людей остаются не деньги или другие материальные блага, а творчество. Это самая большая награда. Никто уже не помнит, что кушал Паваротти на завтрак, что любил на обед известный мастер струнных инструментов Страдивари, а мастерство первого и скрипки второго радуют и будут радовать людей долго. Вот это, наверное, меня и привлекло в кузнечном деле, хотя по-настоящему я это понял во второй половине своей жизни.

Витольд Янчис

Когда вы заинтересовались кузнечным делом?

Ковкой я заинтересовался в 1984 году, мне тогда было 32 года. В этом году исполняется 33 года с того дня, как я стал ковать — своеобразный юбилей. С 1985 я начал принимать участие в выставках народного творчества. В 1987 году меня приняли в Союз народных мастеров Литвы. В следующем 1988 году я начал учиться в Суздале у известного в то время кузнеца Басова Вячеслава Ивановича. До поездки к нему принципы и теорию кузнечного дела постигал у известного исследователя кузнечного дела Антейна Алексиса Карловича. Антей тогда же написал рекомендательное письмо руководству Литовского национального музея. Так я начал ковать дамасскую сталь и делать копии оружия для музеев. В 2006 году министерство культуры присвоило мне статус кузнеца-художника, с того же года работаю в области художественной ковки.

33 года — солидный срок, за который может надоесть даже любимое дело.

Отдых есть смена рода деятельности. Мое дело мне не надоело. Иногда, если чувствую, что на меня нападет какая-то хандра, делаю что-то неожиданное. Например, недавно я увлекся кулинарией, на днях пересмотрел видео в интернете и выпек свой пирог — и ведь получилось! Мне нравится готовить, знакомиться с секретами мастерства. Буду и здесь совершенствовать свое искусство. Есть у меня еще одно увлечение, недавнее, — неожиданно понравилось писать маслом по холсту. Помимо этого, заинтересовался рыбалкой, тоже отличный способ отдохнуть и отвлечься от всякой суеты. Сидишь с удочкой, раннее утро, тишина, спокойствие — вот оно, наслаждение.

Витольд Янчис

У вас есть ученики?

У меня было и есть достаточно много учеников, среди них были и студенты Академии искусств в Тельшяй, попадались очень способные и талантливые ребята. Но есть проблема. Учишь, учишь, два, три года, вкладываешь душу, думаешь, что растет мастер, а потом он — бах, и в Норвегию уезжает дома штукатурить. Молодежь нынче прагматичная, бросают все и уезжают туда, где можно заработать побольше. Жалко конечно, да что поделаешь, жизнь такая штука. С другой стороны, я в кузницу пришел в 32 года, уже точно знал, чего и как хочу, а те, кто начинает с 15, 16, 17 лет, поступают в Академию — они же еще молодые, часто сами не понимают, что да как.

Так что я перестал брать учеников, а зачем? Тратишь время, деньги, силы — для того, чтобы они штукатурами работали в Норвегии? В Литве так, как я, практически ни один кузнец не обучает, любопытных на порог не пускают, секретами своего мастерства кузнецы делиться не любят.

А у вас не было искушения уехать в Норвегию?

Лично я ничего бросать не собираюсь. Родился кузнецом, жил кузнецом и буду жить. В 2009 году получил звание Короля кузнецов. До сих пор участвую в разных выставках в Литве, Польше, Белоруссии и Украине. Есть у меня и один рекорд: выковал самое большое солнце из железа в Литве. Одной из своих работ горжусь особенно: это гигантские солнечные часы, которым нет аналогов ни в странах Балтии, ни в Европе. Высота 3 с половиной метра, вес — более 750 килограммов. Их я делал несколько лет, сейчас они находятся в обсерватории в Этнографическом центре в Молятай.



Сейчас у вас и дом, и кузница в Шатрининкай, деревеньке в десятке километров от Вильнюса…

В Шатрининкай я приехал достаточно давно, в 1998 году. Эта кузница, в которой мы с вами сейчас находимся, по счету для меня уже четвертая. Две первые я арендовал, затем построил свою в Кайренай и вот наконец здесь обосновался на более долгий срок. Почему на порядочном расстоянии от города? Ничего особенного в этом нет: кузнецу, если он занимается кузнечным делом, в городе нечего делать. Кузнец должен жить подальше от города. Работа кузнеца — это дым, шум, удары кузнечного молота по наковальне, даже самые миролюбивые соседи такого шума долго не выдержат. А тут я живу на холме, вокруг спокойствие, природа, зимой и летом время от времени к дому приходят дикие звери — им кузнец не страшен.

Какие у вас дальнейшие планы на жизнь?

Скажу кратко: жить, работать и ковать с душой красивые вещи, которые будут долго, долго дарить окружающим радость.

Витольд Янчис  

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.