logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Мне бы хотелось, чтобы в России к власти относились как к нанятой прислуге»

«Мне бы хотелось, чтобы в России к власти относились как к нанятой прислуге»
Фото: Григорий Остер

В латвийской столице на прошлой неделе завершилась Рижская книжная выставка, одним из гостей которой стал автор в своем роде легендарный. Это Григорий Остер, автор «Вредных советов», писатель не без знаменитой «фиги в кармане», любитель столь излюбленного еще в советские времена «эзопова языка». Пользуясь случаем, «Новая газета-Балтия» задала несколько вредных вопросов.

— На самом деле, я же котенок по имени Гав, — говорит Остер, автор историй для знаменитых мультипликационных фильмов. — Когда где-нибудь лают собаки, я думаю, что это меня зовут и хочу к ним бежать. И в то же время я слоненок, мартышка, удав и попугай, я все они четыре. Я думаю, что у каждого ребенка есть что-то от всех этих животных. Например, бывают дети-удавы, очень задумчивые.

Что я хочу сказать здесь в Латвии. Что дети, читающие мои книги в России, плещутся в море русского языка. Здесь на улицах я слышал, конечно, меньше русского языка, но его надо сохранять. Родителям, которым удалось в подрастающих здесь детях сохранить русский язык, считаю, надо давать специальные медали, как за подвиг. И когда-нибудь, думаю, этого удастся добиться.

Можно задать несколько вопросов?

Я даже знаю, какие вопросы вы мне зададите, какие задают чаще всего. Вот, они у меня выписаны: что вас вдохновляет? Почему вы решили стать писателем? Как вы пишете свои произведения? Какое произведение вы написали самое первое? Сколько вам тогда было лет? Какая ваша любимая книга? В каком году вы родились? И иногда спрашивают: в каком году вы умрете? Но вообще, есть совершенно другие и гораздо более интересные вопросы!

У меня тоже есть бумага, и в ней совсем иные вопросы...

Но там нет таких, например, как: кусал ли вас когда-нибудь крокодил? И если да, то за что? За то, что вы его дразнили или за ногу? Или, например, можно спросить: правда ли, что вы лично принимаете от ваших читателей уже прочитанные ваши книги по той же цене, по которой они были куплены? Это, кстати, частично правда. А еще можно спрашивать, правда ли, что вы свои неудачные рукописи сжигаете, рвете или съедаете? И главный вопрос: сколько денег вы заработали своими книжками, миллион или больше? Это тоже интересный вопрос, так что пожалуйста, выбирайте.

Я все-таки хотел задать вопрос о том, что вы писали тексты для сайта «Президент РФ гражданам школьного возраста». Почему вы приняли это предложение? Многие тогда раскритиковали вас (в частности, про раздел про оппозицию — за очень государственническую позицию)?

Сейчас, сейчас (листает бумаги).

У вас уже готов ответ?

Нет-нет, просто для того, чтобы понимать, о чем мы говорим, надо знать, что это за сайт. Я писал тексты для сайта «президент России гражданам школьного возраста», но более чем уверен, что большинство людей, которые находятся на этой выставке, на этот сайт не заглядывали. Что, конечно, очень грустно. Потому что взрослые вообще редко ходят в интернет, а дети ходят в интернет в другие места. Вот , нашел.

Ну, например, что написано на этом сайте? Я сейчас оттуда процитирую кое-что

и всем станет понятно, почему я согласился на эту работу. Это не личный сайт Путина, его прославляющий. Это сайт именно президента России. И он будет оставаться таким, пока любой будущий президент будет с этим сайтом согласен и будет согласен с тем, что там написано.

Дело было в 2004-м году, Путин со всем этим согласился, все это завизировал. Все, что написано на этом сайте, написано мной, он это прочитал и он с этим согласен. Например, там написано, как узнать, справляется ли президент со своей работой. И написано там следующее: если однажды ты включишь телевизор и увидишь, что по всем каналам про президента с утра до вечера говорят одно и тоже, восхищаются им, восхваляют его, говорят, что он великий и прекрасный, незаменимый и непогрешимый, знай: президент не справился со своей работой, случилась беда, и в твоей стране больше нет свободы слова, а значит, нет демократии.

Браво!

Там написано, что президенту запрещается. Например, нарушать правила. Президенту запрещается нарушать Конституцию, то есть, законы и правила, которые придумали для себя жители государства. И президента выбирают, чтобы он никому не позволял жульничать и нарушать правила Конституции никому и прежде всего себе самому.

Так что прочитайте — и вы поймете, почему я это все написал. Там, например, есть раздел, как бороться с любовью к власти. Я считаю, что в России у людей и особенно у интеллигенции и вообще образованных людей особое отношение к власти. Они ее или боготворят и хотят перед ней преклоняться, как перед барином, отказываясь практически от своей воли, и хотят, чтобы власть решала за них все проблемы. Или эту власть ненавидят и презирают. Но в общем-то да, власть отвратительна, как руки брадобрея. Всякая власть, любая, даже самая демократичная.

Мне бы хотелось, чтобы в России к власти относились, — я написал об этом, — как к нанятой прислуге, работнице. И если бы большинство, даже не 86%, а хотя бы 52% вот так относились к власти в России, я думаю, что мы бы жили в другой стране, гораздо более приятной для человека. Ну ладно, Бог с ним, все понятно сказал... Кто хочет поглубже в это вчитаться, тот зайдет на официальный сайт президента России kremlin.ru, там внизу написано — «Президент России гражданам школьного возраста».

Тут уже взволновались некоторые сотрудники выставки, подошли ко мне, говорят, не надо задавать политические вопросы, вокруг дети...

А это не политический вопрос. Это не политика и не борьба партий, а совершенно иная ситуация: дети должны понимать, в какой стране они должны жить.

И еще один вопрос. Вы единственный детский писатель, который вошел в список Эпштейна и Гениса из 170 имен, которые «внесли вклад в развитие русской посттоталитарной литературы». Как к этому относитесь?

Речь, наверное, идет о книге, которая называется «Сказка с подробностями», которую я написал еще очень давно. Не знаю, есть ли она тут на выставке. А нет, есть — вот она. Это история про то, как директор карусели рассказывал сказку своим лошадкам и она у него уже кончалась, а лошадки, как всякий ребенок, хотели, чтобы она  продолжалась. И они его упросили, чтобы он все время придумывал подробности. Она по ходу сюжета обрастала все новыми и новыми подробностями и становилась бесконечной. Так что именно эта книга среди детской литературы стала новаторской — тогда ничего подобного еще не было, сейчас, наверное, уже есть.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.