logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

На старт! Внимание! ...Мат

На старт! Внимание! ...Мат
Фото: Pixabay.com

Если вы подумали, что в заголовке намек на проигранную строительной отраслью партию, то это верно лишь отчасти. Главным образом речь идет о том, какими словами описывают строители сложившуюся ситуацию — заканчивается второй месяц года, а обещанным им в 2017 году процветанием за счет европейского финансирования пахнет пока очень слабо. «Новая газета — Балтия» попыталась разобраться, почему латвийское строительство уже третий год пребывает в состоянии, которое можно определить фразой «больной скорее мертв, чем жив».

«Где деньги, Зин?»

По прогнозам экономистов, 2017-й год должен стать для строительной отрасли Латвии золотым: наконец в страну хлынут долгожданные деньги из еврофондов. После падения в течение двух предыдущих лет рост планируется на уровне 25%. Эти данные озвучил в декабре заместитель госсекретаря министерства экономики Нормунд Валантис. Сегодня он более осторожен и говорит, что минэкономики свои прогнозы составляет на основе данных других министерств, которые зачастую бывают чересчур оптимистичными. Но на рост все-таки надеется. Надеются пока и строители. Последние, правда, не стесняясь в выражениях, практически единодушно считают, что в плачевном состоянии строительной сферы в Латвии виноваты власти — как правительство, так и законодатели.

— Есть некоторые основания полагать, что европейские деньги в этом году наши строители, в лучшем случае, начнут осваивать со второго полугодия, — говорит «Новой газете — Балтия» Валдис Биркавс, экс-премьер Латвии, а ныне председатель президиума Координационного центра строительной индустрии. — А поскольку еще не все условия их получения Кабинетом министров разработаны и никаких подготовленных проектов пока нет, очень вероятно, что все сожмется до таких коротких сроков, что, возможно, приведет к потере части европейских денег. Кроме того, спешка может серьезно повлиять на качество строительства. Это просто безобразие, что мы готовимся с таким опозданием — и практически еще не готовы — к освоению средств из еврофондов.

На вопрос, как возникло такое опоздание и кто в этом виноват, у господина Биркавса тоже есть ответ.

— Два года назад была создана система, предполагающая концентрацию (и распределение) всех средств из всех фондов в одной структуре — министерстве финансов. Горлышко у бутылки, образно говоря, оказалось слишком узким, — считает он. — Кроме того, по всем крупным проектам с европейским финансированием нужны специальные условия, которые готовит правительство. А оно не успевает это делать. Тем более по строительству: если ты не знаешь, куда будут вкладываться деньги, то не можешь разработать проект.

Всегда готовы?

Похожие мысли высказывает и Нормунд Гринбергс, президент ассоциации строителей Латвии.

— Министерствам, ответственным за развитие строительной отрасли, нужно было использовать какие-то инструменты для того, чтобы не допускать такого спада, за которым последует резкий подъем строительства. Потому что за эти два года очень много специалистов ушли из отрасли или вообще уехали из страны и так резко в этом году они обратно не вернутся. А сейчас получается, что с этой проблемой отрасль должна справиться сама.

Проблема кадров — одна из многих проблем, свалившихся в последние годы на латвийские строительные предприятия. Сергей Гриднев, глава компании Tilts, в разговоре с корреспондентом «Новой газеты – Балтия» охарактеризовал ее просто: «Нет рынка — нет кадров. Люди уезжают и не возвращаются». Он также выразил сомнение в готовности латвийских фирм взяться за освоение больших денег, ведь речь идет более чем о 800 миллионах евро. «Это же тысячи людей, условно говоря, с лопатами должны стоять наготове. Но у нас всего шесть-семь компаний в стране, которые могут взять на себя большие генподряды», — говорит предприниматель.

Впрочем, Валдис Биркавс не считает это проблемой:

— Покажите мне человека, который не готов к большим деньгам? — шутит экс-премьер. – Я думаю, что компании имели возможность во время спада в отрасли все-таки сосредоточиться на подготовке к освоению европейских средств, они ждут этих денег – у них глаза горят. Главное, чтобы деньги дошли до них в виде государственных и муниципальных заказов. У всех строителей есть на это надежда, а надежда, как известно, умирает последней. Так что я тоже надеюсь, что во всем ошибся и деньги будут освоены, и строительство заживет новой жизнью после трех лет упадка.

Сегодня уже понятно, что еврофинансирование даст работу основной массе строителей не раньше, чем в конце лета. Заказчики только начинают объявлять тендеры, а процесс закупок в строительстве таков, что иногда проходит более полугода от начала конкурса до заключения договора с генподрядчиком (как правило, время уходит на рассмотрение протестов со стороны проигравших компаний, а иногда и на разбирательства в судебном порядке). Особенно от этого страдает дорожное строительство, сезон которого длится с весны до конца осени. Вот и получается, что самое комфортное для дорожных работ время пропадает зря.

Работа «в тени»

Не считает ситуацию нормальной и Янис Ошлейс, экономист и руководитель предприятия Primekss.

— Хотя 95% деятельности нашей компании происходит за рубежом, мы следим за ситуацией в Латвии и пока что какого-то вала новых проектов здесь не видим, — рассказал он «Новой газете – Балтия». 

— Для отрасли в целом, как и для отдельного предприятия, важно равномерное развитие — тогда она чувствует себя хорошо. Если же периоды «голода» чередовать с периодами «обжорства», это, конечно, окажет негативное влияние. Плохо, что государство не смогло обеспечить постоянное поступление средств из еврофондов.

Еще одно «плохо» Янис Ошлейс видит в большой доле «теневой экономики» в латвийской строительной индустрии.

— Это огромная проблема латвийской строительной отрасли, — поясняет он. — Наша компания выбрала для себя путь честной уплаты всех налогов, мы сегодня очень конкурентоспособны лишь там, где идет конкуренция технологий. Но если бы мы делали общестроительные работы, я уверен, что не смогли бы выигрывать конкурсы из-за цен. Вот и получается, что наша фирма на 95% работает за рубежом именно из-за того, что там у нас нет проблем с налогами. А в Латвии это проблема, что очень печально. Потому что мы бы с удовольствием работали гораздо больше именно здесь.

Такая ситуация очень сильно влияет на развитие отрасли. Например, люди, которые хотят иметь постоянную, долговременную работу, часто не выбирают область строительства из-за того, что знают: там не будет социальной защищенности. А ведь строительная отрасль — одна из тех, где случается довольно много производственных травм.

Вопросы без ответов

Законодатели тоже «помогли» людям со строительными специальностями держаться от сферы строительства подальше — изменили условия получения пособия по безработице. Часто строительные компании (главным образом, в секторе дорожного строительства) набирают работников на сезон (9 месяцев), а затем увольняют. Раньше это позволяло работникам (при условии, что фирма платит за них налоги) в течение трех месяцев получать государственное пособие, а затем вновь возвращаться в родную фирму. Но с этого года поменялся закон: пособие имеют право получать лишь те, кто отработал 12 месяцев из последних шестнадцати.

Немало вопросов вызывают у строителей и изменения в законе о закупках. Суть их сводится к тому, что помимо предложения самой низкой цены теперь учитывается и предложение так называемой хозяйственной выгоды, которое может составлять до 40% в объявленной закупке. При этом конкретный смысл этой графы тендера строителям не очень понятен.

— Самая низкая цена по инерции осталась главным критерием, хотя сейчас в основе предложение хозяйственной выгоды, — отмечает Нормунд Гринбергс. — Но эта практика еще не работает: вроде закон поменялся, а как эти нововведения использовать, никто толком не знает. И все идет по-старому.

Недоволен нововведением и Албинс Ясайтис: «Не совсем ясно, что можно включить в эту графу, поскольку у всех участников тендера на столе лежит технический проект, отступать от которого ни в коем случае нельзя. Эта ситуация вызывает вопросы — и кто на них может ответить, я пока не знаю».

Так что вопросов у латвийских строителей много. Министерству экономики, ответственному за развитие строительной отрасли, об этих вопросах известно, поскольку сами строители их задают регулярно.

— Мы каждый день говорим о проблемах отрасли, но не видим, что что-то активно решается, — сетует глава ассоциации строителей Латвии. — Когда наконец начнется освоение европейских средств, в отрасль хлынет много неквалифицированной рабочей силы — и это еще одна проблема, которую надо решать на законодательном уровне.

В правительстве даже признают свои недоработки. Например, представитель минэкономики Эдмунд Валантис открыто говорит, что основной фактор спада в отрасли — неудачное планирование поступлений из еврофондов. «Должен сказать, что такие колебания очень плохо влияют на строительную отрасль», — отмечает он.

Министерство разработало стратегию – как в перспективе должно развиваться латвийское строительство. Там все очень правильно и красиво объяснено: про эффективное законодательство, квалифицированную рабочую силе, планомерный рост объемов строительства...

«Конечно, министерства рассказывают о причинах, все объясняют, но от этих объяснений отрасли не становится лучше», — говорит в сердцах Нормунд Гринбергс. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.