logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Кончаловский: «Красота не спасет мир»

Кончаловский: «Красота не спасет мир»
Фото: Марис Морканс

Выдающийся театральный и кинорежиссер Андрей Кончаловский вновь в Риге. Он по-прежнему прекрасен: говорит километрами, по любому поводу и со знанием дела — хоть о литературе, хоть о театре и кино, хоть о политике, будь она неладна.

Рижской публике Кончаловский знаком давно — еще со времен первых кинофестивалей «Балтийская жемчужина», проходивших в начале 1990-х в Юрмале. Хотя приезжал он сюда и прежде, конечно.  Собственно, именно руководитель кинофеста Марина Липченко классика сейчас вновь и пригласила — чтобы он представил свой фильм «Рай» и чтобы провести в театре «Дайлес» европейскую премьеру «Вишневого сада» в его постановке.

На сцену югендстильного кинотеатра Splendid Palace представить фильм «Рай» Кончаловский вышел уже в статусе обладателя «Серебряного льва» фестиваля в Венеции за эту ленту, а накануне фильм получил еще и охапку национальных российских кинопризов  «Золотой орел». 

— Народу много, никто не ест поп-корн, — Кончаловский начал классически. — Для меня очень важно, что не жуют, а идут в кино как в театр.

Ну а дальше Андрей Сергеевич, оседлав любимого конька, начал говорить, что так устроена сегодня цивилизация: не в качестве заинтересована она, а в количестве. Много миллионов посмотрело фильм — значит, фильм хороший, а это, как говорит соавтор сценария великого «Андрея Рублева» (то есть, Кончаловский), есть большое заблуждение.

— То, что вы увидите — не главное в вашей жизни,— устало говорит Кончаловский. — Искусство важно, но не самое главное. Часто меня спрашивают, прав ли Достоевский, что красота спасет мир. Не спасет. Если бы могла спасти, то мир бы давно стал раем, потому что столько прекрасных произведений создано, столько шедевров красоты человеческого духа, а мир по-прежнему все там же. И в этом смысле роль искусства эфермерна. Но я буду счастлив, что после моих картин, может, после той, которую сегодня увидите, вы не захотите пойти в дешевый китайский ресторан. Тайна — самое крупное достоинство большого искусства, не самое главное — ее разгадать. И вот так я могу говорить бесконечно, про горе, секс, искусство. Может, о Юле? Юля, где ты, встань?

Пресс-фото

В зале поднялась Юлия Высоцкая, супруга режиссера, которая играла главные роли и в представленном сейчас фильме, и в спектакле. Почти весь балкон встал, чтобы на нее посмотреть.  А Андрей Сергеевич в это время вытянул первую записку с вопросом, которая оказалась политической. Кто-то из рижан под смех зала интересовался: Путин — это благо или зло?

Очень просто ругать начальство, так же просто, как его хвалить, — ответил Кончаловский. — Но если вы посмотрите на эволюцию России за последние 25 лет, то увидите, сколько иллюзий пережила эта страна. К концу 1990-х она развалилась окончательно. Экономики не было. Пришел Путин и стал собирать разваливающийся организм. Путин объединил государство, иначе оно бы развалилось. И он не пьет. Я, например, с него беру пример.

На следующий день Кончаловский, уже перед спектаклем, ответил на вопрос, как он относится к занесению артистов в «черные списки». Андрей Сергеевич посмотрел философским взглядом и сказал: «Отношусь, как к смене сезона. Снег идет, потом пройдет. Понимаете, мы все живем в одной коммунальной квартире. Прописку сменить можно, но мы же живем в одной квартире».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.