logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Польский издатель: Паняряй — это также источник польско-литовского конфликта

Польский издатель: Паняряй — это также источник польско-литовского конфликта
Фото: Wikimedia.org

Радио Польши во вторник публикует материал, в котором обращает внимание на то, что в литовских Паняряй (сейчас отдаленный район Вильнюса) во времена Второй мировой войны вместе с евреями было расстреляно немало местных поляков. Всего в 1941-1944 годах в Паняряй погибли около 100 тысяч человек.

Польское издательство «Карта» опубликовало свое исследование истоков польско-литовского конфликта. Глава издания Збигнев Глуза рассказал, что эти отношения уже были исключительно плохими в 1920-1938 годах, что потом перенеслось на последующие десятилетия. «Сначала это было благодаря СССР, а потом, когда Германия напала на Советский Союз и заняла Литву в 1941 году, литовцы восприняли немцев как освободителей и стали на их сторону. Литовцы создали специальный отряд, который в Понарах (Паняряй – ред.) осуществлял это колоссальное истребление на протяжении трех лет. По сути, расстрелы продолжались до последнего момента, когда в Литву в июле 1944 вошли советские войска», — рассказывает Глуза,

По данным Глузы, среди жерт в Панеряй было полтора десятка тысяч поляков —представителей вильнюсской интеллигенции, к примеру преподаватели Университета имени Стефана Батория в Вильнюсе, а также бойцы Армии Крайовой.

«Очень быстро началось уничтожение, и стоит подчеркнуть, что, хотя оно было утверждено руководителями Третьего Рейха в начале 1942 года, то на территории Литвы оно началось уже летом 41-го. В Понарах в июле 41-го людей расстреливали в массовом порядке. Это так сказать истребление на востоке предрешило дальнейшие массовые убийства и геноцид».

Глуза объясняет также, почему местом массовых расстрелов выбраны именно Паняряй:

«Во время советской оккупации там были созданы топливные резервуары, речь шла о нефтебазе для близлежащего аэродрома. Это пять огромных, бетонированных котлованов, которые использовали как место массовых расстрелов и как могильник. Убитых укладывали рядами. Потом в 1944 году останки расстрелянных извлекались и сжигались. Только небольшая часть останков погибших сохранилась».

Глуза отмечает героизм одного польского машиниста и местных крестьян.

К Панеряй вела железная дорога и людей привозили на расстрел в поездах. Если кому-то удавалось сбежать, то их все равно расстреливали, потому что территория была окружена колючей проволокой.

«Это была одна исключительная ситуация: польский машинист, который вел поезд, открыл часть вагонов, и благодаря этому была возможность выпрыгнуть из них. В других случаях такого не было», — рассказывает Глуза.

По словам издателя, некоторым удавалось выбраться из котлованов и избежать смерти — они опубликовали в своем издании рассказ двух людей, которые выжили. «Как правило, беглецы получали помощь со стороны местных крестьян», — отмечает Глуза.

Глуза рассказал, что в Польше мало кто знает о трагедии в Паняряй: «А мы об этом не знали!».

«Тот, кто интересуется Вильнюсом и этим регионом или у кого там погибли родственники, тот знает о Понарах. Однако, широко об этом не говорится и это большое упущение. Это место массовых казней, которому не отдано надлежащей ему дани», —говорит Глуза.

По его мнению, Паняряй — это также источник польско-литовского конфликта.

27 января весь мир отмечает Международный день памяти жертв Холокоста

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.