logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Порвать энергетическое кольцо

Порвать энергетическое кольцо

С первых дней независимости страны Балтии старались минимально зависеть от большого восточного соседа, по мере возможностей — и в энергетике. Многое изменилось в отрасли. Закрылась Игналинская АЭС, в Эстонии отказываются от традиционной сланцевой энергетики, построены соединения с Финляндией, Польшей, Швецией. Даже сам принцип расчетов изменился: значительная часть энергии теперь приобретается на внешних рынках и бирже. Активно заговорили, что пора окончательно разорвать связь с Россией и в этой отрасли. Но в энергетике все сложнее, чем в обычном бизнесе.

Инфографика подготовлена совместно журналистами программы «Балтия. Неделя» телеканала «Настоящее время» и журналистами «Новой газеты — Балтия». 

Особый товар — электроэнергия

Электроэнергия – особый товар, потребление и производство (генерация) которого происходит непрерывно. Приостановить процесс может только авария или отключение. Резкое изменение потребления для конкретной станции связано с физическими процессами, которые протекают от десятков минут до часов. Потребитель заинтересован в возможности получить в любой момент необходимое количество энергии, производитель же заинтересован в стабильном «сбыте» максимального количества своего «товара». Генерация должно иметь техническую возможность обеспечить максимальное количество энергии, даже если это необходимо в течение короткого времени. Важно, чтобы регулирование генерации и изменение потребления были строго синхронизированы. Крайне важно обеспечение стабильной частоты, отклонение частоты сети на 0,1 Гц — это уже очень большая проблема. Большее отклонение — авария, которая приводит к разбалансированию системы на несколько дней. Необходимо иметь резерв генерирующей мощности, чтобы покрыть увеличение потребления и возможность  регулирования для поддержания частоты. Выполнение всех описанных, иногда  взаимоисключающих условий возможно лишь в системе из многих синхронизированных производителей и потребителей.

Наследие СССР, от которого непросто отказаться

Необходимость соблюдения всех этих условий сделало неизбежным создание  Единой Энергосистемы СССР. Кольцо БРЭЛЛ — наследие советской системы — это соединение электрических систем Белоруссии, России и балтийских стран, которое позволяет его участникам направлять электроэнергию в любом направлении в зависимости от технических (недостаточная генерация, авария на ЛЭП) или экономических причин (возможность получения дешевой энергии на внешних рынках с приостановкой собственной генерации).

По  кольцу в 2015 году между странами перемещалось 14 386 ГВтч электроэнергии. Это сравнительно большая цифра, но каждый год она уменьшается: с 2007 года балтийские страны стараются постепенно отказаться от электроэнергии из Белоруссии и России. Эстония соединилась с Финляндией подводными кабелями Estlink 1 и 2, совсем недавно, в 2014 году, Литва проложила кабель в Швецию, а позже построила смычку с Польшей. Согласовано строительство дополнительной линии между Эстонией и Латвией. Предварительные данные о балансе электроэнергии в Литве в отдельные месяцы 2016 года говорят о том, что зависимость Литвы от кольца уменьшается. Близкая к нулю зависимость от импорта через БРЭЛЛ —необходимое условие, чтобы обсуждать отказ от него. Есть и менее очевидные, хоть и важные условия  реализации такого решения. Нужно накопить опыт сотрудничества с новыми коллегами в Европе, иметь детальные правила обмена  информацией и технические регламенты. Должны появиться специальные смычки с Европой, которые стоять сотни миллионов каждая. Ведь при совместной работе с сетями Западной Европы все серьезные ремонты ЛЭП и энергоблоков станций возможны лишь при постоянном взаимодействии операторов энергосистем, появляются серьезные дополнительные требования к качеству электроэнергии. Попробуем оценить готовность отсоединится от кольца в разных странах.

Эстония: от сланцевой энергетики к транзиту электроэнергии

В советское время на местном топливе, сланце, производилось количество  энергии, позволявшее отправлять половину за пределы республики. Однако неэкологичность добычи сланцев и невыполнение электростанциями норм выброса стало причиной решения о прекращении традиционного производства электроэнергии из сланца к 2030 году. В стране на некоторых электростанциях появились блоки с комбинированным производством энергии (Иру), станции сжигания мусора и реконструированы блоки Эстонской электростанции. Доля энергии из возобновляемых источников достигла 14-16%. Благодаря кабелям Estlink страна стала транзитером электроэнергии в Россию и Латвию, и единственная в Балтии имеет положительное сальдо энергобаланса.  

В случае выхода из БРЭЛЛ Эстонии важно иметь резервные источники поставок в период отказа от сланцевой энергетики, в том числе — на случай перебоев с поставками из Финляндии. Конфигурацию электросистем региона придется корректировать. При больших авариях страна потеряет возможность получать дополнительную энергию от большой, хорошо известной и имеющей резервы российской системы. Хотя учитывая политические риски в отношениях между странами, возможность производить изменения в энергетической инфраструктуре с привлечением средств ЕС — это очень позитивный сценарий при переориентировании на работу с потребителями внутри ЕС. Эстония вполне может за счет отказа от поставок в РФ улучшить энергобаланс Латвии и быстрее модернизировать собственную энергетику. 

Латвия: легко ли ликвидировать небольшой дефицит

На первый взгляд, ситуация в латвийской энергетике близка к благополучной. Большая часть элеткроэнергии (53%) генерируется на гидроэлектростанциях, Латвия занимается транзитом «эстонской» энергии в Литву, и лишь немного компенсировать свою нехватку за счет российской энергии (1 324 ГВтч). Но собственная генерация на Рижской ТЭЦ зависит от поставок газа из РФ. Сам по себе режим ТЭЦ, когда экономичность производства электроэнергии быстро падает при уменьшении тепловой нагрузки, имеет недостатки.

В случае с Латвией, реализация отказа от БРЭЛЛ делает неизбежным модернизацию местной генерации в Латвии и других странах региона. Местная генерация должна быть надежна технически и независима по источникам топлива. В условиях Латвии имеет значение готовность сглаживать сезонные пики электропотребления, ведь транзит из Эстонии и гидроэнергетика имеют свои сезонные ограничения. Совместная активная деятельность по увеличению транзита из Эстонии к 2020 году и строгая реализация планов резкого уменьшение зависимости  от импорта  для Литвы сделают отказ Латвии от БРЭЛЛ не только почти беспроблемным, но и полезным для развития энергетики. Очень кстати было бы строгое выполнение к 2020 году директив ЕС об экономии энергии.

Литва: от безысходности к постепенному решению проблем

Закрытие Игналинской АЭС в 2009 году сделало страну самым слабым звеном в балтийской энергетической цепи. Импортирование в разные периоды 75-85% электроэнергии делает страну излишне зависимой от внешних игроков.  Большая часть импорта (54%) приходится на Россию и Белоруссию,  одновременно с этим значительная часть (53%) местной генерации происходит на российском газе. Эта ситуация полной безысходности по состоянию на конец 2015 года, к счастью, начала меняться  в последние месяцы. Стремительно увеличивается импорт из Швеции (в сентябре — 38%), доля энергии из России и Белоруссии за этот же период упала до 30%. По итогам года можно будет говорить об этих тенденциях точнее. Правительство озвучило планы по строительству дополнительных смычек с Польшей, реконструкции собственных генерирующих мощностей в период 2020-2024 года, ведутся сложные переговоры с Газпромом о более дружественных ценах на газ. Зависимость от внешних источников имела для Литвы и экономическую составляющую — высокую стоимость энергии. Начало работы энергомоста со Швецией привело к существенному уменьшению биржевой стоимости импортируемой из Северной Европы энергии: в сентябре – 34,03 евро/МВтч, в 2015 году, в среднем, – 41,85.  

В данный момент руководство страны считает возможным отсоединения от кольца в 2025 году, хотя пессимисты считают более реалистичной датой 2027 год. При строгом выполнении всех планов это может стать реальностью.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.