logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Французский след в российской схеме

Французский след в российской схеме

​Российская гражданская инициативная группа смогла достучаться до прокуратуры Франции по поводу коррупционных схем с участием французской компании «Vinci» при строительсве платной дороги M-11 через Химкинский лес в России — дело пошло в произодство.

Российская активистка, защитник Химкинского леса Евгения Чирикова, которая сейчас проживает в Эстонии, проходит по этому делу как свидетельница. В этом качестве ее допросили в Центральном отделе по борьбе с коррупцией в полиции Франции в городе Нантер, недалеко от Парижа. Допрос длился 4 часа без перерыва. Чирикова сказала, что она очень волновалась.

«Все-таки этот процесс — победа небольшой группы российских активистов. Я чувствовала большую ответственность за каждое свое слово, чтобы ничего не пропустить, и не сказать ничего лишнего», — поделилась Евгения с «Новой газетой — Балтия».

«Несколько лет назад мы заинтресовались тем, чем занимается французская компания «Vinci» в проекте строительства дороги Москва — Санкт-Петербург, потому что никаких своих денег в проект она не приносила, ее доля как концессионера была не более 10%. К тому же эта компания не проектировала, не строила, никаких инженерных технологий не производила, и мы заинтрессовались, что она вообще тут делает — это выглядело подозрительно. Совместно с международной НКО Bankwatch CEE мы выяснили, что через ее дочернюю компанию деньги из российского бюджета и Песионного фонда переходят в офшорные зоны, в том числе, компании Аркадия Ротенберга на Кипре. Это стало основой обращения в организацию Sherpa — респектабельную французскую адвокатскую компанию. Эта компания подготовила иск, который в 2014 году был подан во французскую прокуратуру. И вот, делу был дан ход», – рассказала Чирикова.

Как пояснила Чирикова, российская сторона упорно хранит молчание по этому проекту, потому они и решили обратится во французкую прокуратуру.

Российская активистка надеется, что французский суд докажет вину Vinci, и та выйдет из проекта. В свое время от финансового участия в этом проекте отказался Европейский банк реконструкции и развития.

По словам Чириковой, возбуждение этого дела — положительный сигнал того, что общественная борьба небесполезна. В самой Европе вопрос о строительстве трассы через Химкинский лес время от времени поднимался. Например, проходили слушания в Европарламенте. Компания Vinci, которой, по словам Чириковой, во Франции принадлежит чуть ли не каждая парковка, в свое время даже получила национальную антипремию «Пиноккио» за вырубку Химкинского леса.

Несмотря на то, что проект по статусу является общественно-частным партнерством  (РРР – public-private parthnership) и договор должен был быть открытым для  общественности, он до сих пор остается закрытым, точные суммы проекта засекречены. Как остаются неизвестными и имена владельцев офшорных компаний, например, на Виргинских островах, которые по международным правилам должны быть опубликованы. Чирикова подчеркнула, что у французской прокуратуры, в отличие от активистов, есть полномочия проследить движение денег по десяткам офшоров и фамилии их владельцев.

В иске поднимается вопрос законности победы дочерней компании Vinci в конкурсе на строительство федеральной дороги Москва-Петербург. Очень много фактов указывают на коррупционный сговор, говорит Чирикова. Речь идет и о непосредственном содействии российского экс-министра транспорта Игоря Ливитина — он сделал все, чтобы она выиграла в этом тендере. Одной из организаций, которая участовала в создании этой дочерней структуры Vinci, была российская «Мтранс», а Левитин в этой структуре много лет работает, отмечает российская активистка.

Трассу проектировали, когда еще действовал полный запрет на любое строительство в Химкинском лесу. Только впоследствии в угоду проекту из законодательства РФ изъяли несколько статей из лесного и земельного кодексов.

Самой Евгении Чириковой пришлось эмигрировать с семьей из России в Эстонию, на родине у нее было немало проблем с правоохранительными органами, а органы опеки даже пытались отнять у нее детей. В эмиграции, по ее словам, она хотя бы может продолжать свою деятельность.

«Самое главное, что мы показали пример поведения. Люди у нас не привыкли говорить нет властям. Это никакая не новость для экологических организаций в Европе, но это большая новость для россиян», считает защитница Химкинского леса.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.