logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Элина Гаранча получила главную награду Латвии

Элина Гаранча получила главную награду Латвии
Фото: Пресс-канцелярии президента Латвии

Всемирно знаменитая оперная певица Элина Гаранча вновь на родине — в Риге. В городе, где она родилась 40 лет назад, где живет ее отец и где в минувшем году похоронена ее мама. В городе, где она в этом году презентовала альбом латышских песен со своим старинным другом, которого знает с детства — с Раймондом Паулсом. Накануне, в 98-ю годовщину со дня провозглашения независимости Латвийской Республики, Элина в Рижском замке из рук президента Раймонда Вейониса приняла высшую награду Латвии — орден Трех звезд!

«Элина, когда мы вас в следующий раз увидим и услышим в Риге?» —поинтересовался корреспондент «Новой газеты-Балтия». «Это сложный вопрос, —ответила певица. — Но мы работаем над тем, чтобы, возможно, в следующем году провести камерный вечер в Латвии, в рамках какого-нибудь фестиваля. Могут звучать Шуман, Брамс, Рахманинов, Рихард Штраус…»

Впрочем, грех жаловаться — в этом году Элина была на родине довольно часто, в отличие от предыдущих лет.

Она «богиня, красавица, ангел», как пелось в «Пиковой даме» Петра Чайковского! Действительно, несмотря на мировую славу и занятость, очень открытый, коммуникабельный человек. Причем, с отличным чувством юмора. Очень хорошо «держит лицо», хотя предыдущий год для нее был не из легких — умерла ее мама Анита Гаранча, профессор Латвийской музыкальной академии им. Я.Витолса, воспитавшая множество именитых певцов.  Последний год, борясь со смертельной болезнью, Анита жила у дочери в Испании, где у Элины и ее супруга, дирижера Карела Марка  Шишона.

«Нигде так сложно не петь, как дома, — говорила Элина перед декабрьским концертом памяти мамы в Латвийской опере. — К тому же температурный шок, 20 градусов  разница. Самое главное, эмоционально сложно петь в родном зале, когда не будет среди слушателей мамы».

А в день концерта умер отец супруга певицы! Но, наверное, искусство предназначено для того, чтобы лечить душу.  В январе у Элины был «Вертер» Массне в парижской Бастиль-опера, потом Вена, затем поездка в Нью-Йорк, а в июне — запись сольного диска с оркестром Валенсии.

«Чему самому главному в жизни вас научила мама?» — спросил корресплондент «Новой газеты — Балтия».  «Она, конечно, дала большой опыт жизни. Она научила постоянно совершенствоваться. Понимать иногда свою неполноценность. Как певицу, научила развивать все время голос, расширять, драматизировать его, не останавливаться, не успокаиваться и не поскальзываться… А в частной жизни, особенно в этот последний год, она дала много советов о том… как позаботиться о самой себе. Как развивается мой голос? Он становится более драматическим. После ухода мамы я нашла человека, с которым буду сотрудничать в работе над голосом».

Свое сорокалетие выдающаяся певица отметила в Латвии.  «Хоть и говорят, что сорокалетие нельзя отмечать, но приехали друзья из Мангейма, потом присоединились еще друзья…»

А потом, в сентябре, был роскошный концерт с Раймондом Паулсом, в честь выхода их совместного альбома «Белые прятки». «Работали старательно, — сказала Гаранча. — В этом деле главное — не столько слышать друг друга, сколько чувствовать». Этот альбом уже раритет — выполнен в виде книги, украшен каллиграфическим почерком Визмы Белшевицы (кстати, выдвигалась на Нобелевскую премию), песни на стихи которой звучат на диске. Единственный концерт был 18 сентября в Латвийском Национальном театре.  Диск выпустили при поддержке Фонда Бориса и Инары Тетервых, концерт проходит в рамках фестиваля Тетеревых я «Тет-а-тет».

«А ведь совсем недавно я жила на Стрелнику, — вспоминает Гаранча. — Помню, как ставила в молодости пластинку Джесси Норман, ее арию Нормы Casta Diva, ставила по семь раз, а потом пела я… И из двора доносилось вдруг по-русски: «Перестань выть, корова!» На самом деле это у меня такая «забавная» проблема, не только в Риге. В Вене пела дома, музыкальный сосед потом сказал: «Ну прекрати уж петь. Если бы был хотя бы бас, а тут — эх, лирическое меццо-сопрано». С тех пор пою и репетирую только в театрах. А в испанском доме у меня есть отдельный домик на окраине, в которой специальная комната «для крика», как я ее называю».

В сентябре Элина вернулась, можно сказать, к истокам — в Латвийский Национальный театр, где она начинала. «Я же в этом театре знаю все ходы-выходы, я тут в детстве с мамой постоянно была и носилась по коридорам. Вообще, первые воспоминания мои связаны именно с  этим театром. Кажется, мне было лет шесть, когда я в театр пришла не в качестве зрителя, а сразу в качестве исполнительницы! Пела песенку в спектакле «Принц и нищий» по Марку Твену. Сохранилась даже запись — когда сейчас слушаю, уши вянут. Неужто это я пела? Ну и голос!

А вообще я была деревенской девчонкой, каждое лето жила у бабушки с дедушкой на селе, пасла коров, рвала полевые цветы, кормила свиней! Это было здорово! А зимой росла среди ярчайших представителей латышской интеллигенции — в театре, где работала мама и дома, где постоянно гостили именитые писатели, художники, композиторы, актеры, музыканты».

Символично, что в этот же день, когда Элину награждали орденом Трех звезд высокой третьей степени (теперь Гаранча — командор!), звание «Почетный рижанин» в Рижской думе присвоили ее другу Раймонду Паулсу. Правда, в этот день Раймонд Волдемарович уже был в Санкт-Петербурге, на гастролях, но Элина с ним встречалась накануне и даже сидела с ним в одной ложе во время гастрольного показа спектакля «Гоголь-центра» «Обыкновенная история» в постановке Кирилла Серебренникова.

«С детства я знаю Маэстро, который был, есть и останется другом моей семьи! Это действительно очень близкий мне человек. Он, как и я, так любит музыку! Мы к нему летом периодически приезжали на дачу и помню, как он меня встречал, выходя из дома в шортах! Одно из любимых мною его произведений — наверное, все-таки мюзикл «Сестра Керри», у меня даже есть компакт-диск, который иногда слушаю. Однажды даже был случай, когда я дома взяла в руки свечу и пропела весь этот мюзикл от начала до конца!».

Гунды Вайводе

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.