logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Ирония судьбы или «Обыкновенная история» Кирилла Серебренникова в Риге

Ирония судьбы или «Обыкновенная история» Кирилла Серебренникова в Риге

В Латвийском Национальном театре, с которым режиссера Кирилла Серебренникова связывают уже несколько лет активного сотрудничества, при поддержке Фонда Петра Авена «Поколение» состоялись гастрольные показы спектакля возглавляемого им московского «Гоголь-центра» — «Обыкновенная история» по мотивам Ивана Гончарова.

Для понимания этого спектакля все же отпишем сперва обыкновенную историю рижского периода господина Серебренникова, хотя она, может, для многих и не такая обыкновенная.

Сперва, лет пять-десять назад, были просто гастроли. Некогда привозили постановку Серебренникова — «Женитьба Фигаро» по Бомарше. И этот спектакль был феноменальный — не только благодаря гениальному (пишем смело!) Евгению Миронову в главной роли, не только благодаря изумительной Марине Голуб (Царствие Ей Небесное!) в роли Марселины. Ах, там было столько потрясающих находок, и смех, и грех. По ощущению — потрясающая неоклассика, когда классический сюжет без изменения классического же текста попадал в цель. А еще были серебренниковские «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину, в рамках «Золотой маски в Латвии» — странноватая и мрачноватая история опять же с Евгением Мироновым в главной роли, и вот тут запомнилась больше игра артиста, нежели сама постановка, вполне удачная. 

Потом началось конкретное сотрудничество. В латвийскую столицу Серебренников, по его словам, попал совершенно магическим образом несколько лет назад. Ему позвонил директор Латвийского Национального театра Ояр Рубенис, очень хороший, вежливый и совершенно театральный человек (начинал ведущим спектаклей в Латвийской опере). «Он предложил мне поставить какой-либо спектакль, любой, — говорит Серебренников, — я уже готов был ответить «нет», но я почему-то сказал «да», не понимаю, почему».

И решил Кирилл Семенович поставить в нашем театре «Мертвые души» Гоголя с латышскими артистами. И это было замечательно! «Я когда услышал, как читают Гоголя латышские артисты, совсем одурел, — сказал режиссер. — А в принципе, когда приезжаешь в гости в Ригу, к тебе же сразу все поворачивается хорошей стороной. Когда ставил «Мертвые души», я с латышскими артистами жил практически одной семьей, ходили на рижский центральный рынок...»

«Добиться того, чтобы Кирилл приехал в Ригу, не так-то просто было, — говорит директор театра Рубенис. — Учитывая, что он живет между Москвой, Берлином, Парижом и Нью-Йорком. Мы не можем ему устроить гонорар, как в других европейских столицах. Но он приехал. Мы просто подружились, ему нравится наш театр. И еще: после «Мертвых душ» он же пообещал, что поставит у нас еще один спектакль, так что ему просто некуда было деться».

Затем были неприятности. Три внештатных артиста Латвийского Национального театра попросили отложить гастроли в московском «Гоголь-центре», в знак протеста против военной агрессии России в Украину. Самое любопытное, что одна из актрис — Гуна Зариня — снималась в фильме Серебренникова. А режиссер в ответ написал большое письмо в сети Facebook под названием «Время выбора».

«В моменты, «когда ты должен сделать выбор», гормоны страха и ненависти выделяются организмом в огромных количествах. И все усилия по «смягчению нравов» — насмарку. Зверское в человеке побеждает мгновенно, надолго и зачастую безвозвратно. Война оставляет за собой не только трупы, но и остающееся на многие годы ощущение законной победы животного, бессознательного, темного начала в человеке, победы над разумом, интеллектом, сознанием. Политики и их пропагандисты оскотинивают людей массово, с упоением, камуфлируя свои речи патриотической или националистической риторикой <…>

Среди выступающих за бойкот России есть и мои друзья, латыши и даже русские, живущие в Риге, я с ними провел много времени, мы прекрасно ладили, все было мирно и прекрасно. Было. Теперь все не так. И теперь все будет не так. Им, этим молодым людям, почему-то оказалось легче услышать и поддержать призыв Херманиса, чем подумать своей головой и понять, что гастролями в России они поддерживают не войну, не вторжение в Крым, а людей, зрителей, своих коллег, нас...»

Не все так страшно — гастроли «Гоголь-центра» состоялись. И кстати, как сказал сейчас господин Рубенис, совсем скоро состоятся ответные гастроли Латвийского Национального театра в Москве: скорее всего, покажут «Сны Райниса», которые Серебренников поставил в Риге полтора года назад. Прекрасный поэтический и музыкальный спектакль, посвященный 150-летию классика латышской поэзии.

Показательно, что в нынешний визит Кириллу вручили приз Цицерона (в международной категории) — из рук председателя Сената Академии наук Латвии академика Яниса Страдыньша. Формулировка — «за мастерство коммуникации в области культуры, за плодотворное влияние на искусство Латвии. Высоко отмечены его сотрудничество с Латвийским Национальным театром, организация обменных гастролей, его достижения в кино и гражданская смелость».

«Для меня это неожиданно и приятно, — говорит режиссер. — Это первая такая премия у меня, не театральная». Заметим, что среди прежних лауреатов — Билл и Хиллари Клинтон, президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес, президент Литвы Валдас Адамкус, президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, изобретатель мельдония Ивар Калвиньш, выдающаяся художница Джемма Скулме, канцлер ФРГ Ангела Меркель и другие.

А потом была «Обыкновенная история». Уже достаточно знакомый ход режиссера — прочтение классики жанра. В этом смысле у него очень хорошие фильмы (мне лично они нравятся больше, чем многие спектакли) — «Изображая жертву» и «Юрьев день». В первом, как известно, были элементы шекспировского «Гамлета», во втором — чеховской «Палаты номер шесть» и «Сахалина». 

«В этом спектакле нет никакой «подначки», как вы говорите, — сказал режиссер «Новой газете-Балтия». — Я написал инсценировку о том, как «Обыкновенная история» могла бы развиваться в нынешние времена. Тема известная, но в театре ставилась не так часто. Наиболее известна, конечно, версия Галины Борисовны Волчек в «Современнике», где тогда играли достаточно молодые Михаил Козаков и Олег Табаков. Причем, позднее Табаков играл и роль Адуева-старшего».

Короче, сперва о хорошем. Понятна идея спектакля: в современную Москву приезжает из провинции Адуев-младший. Поселяется к дяде, Адуеву-старшему. Если в оригинале это диалог поколений, в результате которого младший взрослеет, а старший испытывает искреннее удовлетворение от «плодов просвещения», то в нынешней версии все гораздо жестче. Как и вообще в любом крупном современном мегаполисе.

Трепетная душа юноши в результате становится совершенно циничной. Тут уже недалеко до старика Гете... В талантливом исполнении совсем молодого артиста Филиппа Авдеева образ, можно сказать, волне аутентичен. «Я сам сейчас нахожусь на определенном этапе жизни, когда предстоит выбор», — сказал он перед спектаклем.  В результате его герой станет министром! Ну, а дядя (хороший артист, хотя вообще-то режиссер) Алексей Агранович — замминистра, причем на удивление ему самому. Обойдет его племянник, который в финале похож на отвратительно прилизанную сволочь. И огонь на сцене — гори оно все синим пламенем.

Перед этим юноша пройдет почти через все «огни, воду и железные трубы». Избавится от «эдипова комплекса». Потеряет мать. И по наущению дяди полюбит охочую до свежего мяса старуху (впрочем, вполне еще ничего!), «подпись которой стоит миллион».

Тут стоит похвалить старшее поколение артистов «Гоголь-центра» — известных артисток Светлану Брагарник (мать) и Ольгу Науменко (Тафаева, та самая старуха). Кстати, Науменко — это Галя из рязановской «Иронии судьбы или с легким паром».

Отличная сценография, хотя ее практически нет — преимущественно черные кулисы, обрамляющие сцену суровым черным квадратом. Мастер по свету — именитый уже Игорь Капустин. Прекрасная музыка от Александра Маноцкова.

И о плохом. Ничего нового тут. Действительно, обыкновенная современная история. Любопытно, что на протяжении почти всего спектакля зритель достаточно часто смеется. Не смеются точно те, кто «Обыкновенную историю» читал или же хотя бы смотрел спектакль Волчек.

И тут рождается уже извечный спор «физиков и лириков», «классиков и новаторов». Дескать, какого ляда вы пишите по мотивам классика? Сами ничего не умеете? Фантазии нет? Пощадили бы Гончарова!

Потому резюме: мне лично спектакль не понравился. Потому что жалко Гончарова, а вот Серебренникова — чего его жалеть-то?

PS. Только что стало известно, что фильм Кирилла Серебренникова «Ученик» отмечен Европейской Киноакадемией — Илья Демуцкий удостоен премии за лучшую музыку. Фильм будет показан в Риге в феврале.

Объявлено, что в марте в Национальном театре Серебренников поставит спектакль по пьесе литовца Марюса Ивашкявичюса.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.