logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Коалиция меняет лицо

Коалиция меняет лицо

С первых дней существования коалиции (Партия реформ, социал-демократы и  IRL) мало кто верил, что она доживет до следующих выборов. Долгое время нерукопожатность основателя и бессменного руководителя Центристской партии Эдгара Сависаара оставляла мало вариантов для коалиций в парламенте. Ситуация начала стремительно меняться, когда появилась перспектива смены руководства центристов, имеющих 27 мандатов в парламенте (чуть больше мандатов — 30 — лишь у реформистов). 

Политолог Тартуского университета Рейн Тоомла в интервью «Новой газете – Балтия» сказал: «Распад  коалиции не был неожиданностью, сюрпризом можно считать стремительность,  с которой это произошло. Формулы политологии, основанные на количестве и степени неоднородности политических сил в парламенте, предрекали распад в начале следующего года, но субъективные факторы привели к более ранней развязке».  Не успели еще «просохнуть чернила» на протоколах об избрании в субботу Юри Ратаса новым лидером Центристской партии, как первый же рабочий день начался с сенсационного заявления Евгения Осиновского  о нежелании соцдемов участвовать в традиционном собрании лидеров коалиции в связи с возмутительным поведением реформистов, начавших в воскресенье переговоры с центристами. Черный юмор заключается в том, что закончился день сообщениями СМИ о создании коалиции соцдемов и ИРЛ с теми же центристами. В среду проголосовали за  вотум недоверия правительству Рыйваса, и ситуация распада коалиции оформилась окончательно.

«Нынешний кризис правительства — плата за противоречие между всеобщими ожиданиями и возможностями развития страны, — сказал «Новой газете —Балтия» депутат Игорь Грязин от Партии реформ. — Экономика в стагнации — не только у нас, но и у наших соседей и традиционных  партнеров. Вхождение в новую реальность требует адаптации и политических изменений». Среди журналистов сразу нашлись те, кто назвал новую ситуацию левым поворотом и даже победой пророссийских сил. Рейн Тоомла в этой связи замечает: «Трудно говорить о левом повороте в коалиции, где реформистов сменила партия, представители которой заседают в одной фракции Европарламента и относятся к одним и тем же международным партийным объединениям. Замена одних на других почти не меняет политическую палитру правительства».

Игорь Грязин с ним согласен: «Происходящее вряд ли можно назвать левым поворотом. Самые главные действия в части левизны были сделаны при правительстве Андруса Ансипа: национализация железной дороги, отказ от приватизации национальной авиакомпании. Сейчас возможны лишь незначительное движение в этом направлении».


Читайте также: Что происходит с формированием нового правительства в Эстонии


Постепенно разворачивается дискуссия об ошибках реформистов. У Рейна Тоомла по этому поводу простая версия: «Нельзя сказать, что в деятельности реформистов есть  явные системные ошибки. Главный фактор распада: коалиции усталость от их многолетнего правления». В прошлом году, уходя из команды премьера,  советник по экономике Рута Арумяэ бросила фразу: «Экономической политикой управляют на основе Exel-таблиц». Эту фразу повторяют сейчас чаще всего. Игорь Грязин считает: «Главная ошибка  Таави Рыйваса – отсутствие анализа наследия Андруса Ансипа и недостаточное желание слушать других. Даже о распаде коалиции  его прямо предупреждал в пятницу Маргус Цахкна (лидер партии ИРЛ, член предыдущей коалиции- прим.автора). Может быть не поздно было что-то предпринять». Ко всем претензиям можно добавить и излишнее увлечение премьера внешней политикой. Несмотря на наличие активных глав МИДа и больших полномочий президента в этой части, Рыйвас неадекватно много времени проводил за границей, хотя у него, как сейчас понятно, и дома было чем заняться.

Но это уже в прошлом. Что же предлагают новые «коалиционеры»? В чем рецепт благоденствия? Наступит оно, как выясняется из совместного заявления руководителей возможной коалиции, благодаря советам предпринимателей, экспертов и оппозиционных партий (они называют это открытым правительством), улучшению экономической среды, разрешению демографических проблем. Много говорится о преодолении стагнации в экономике. Сразу почему-то вспоминается, что в рухнувшей коалиции министр предпринимательства  был  соцдемом, а финансами руководил представитель ИРЛ. При всех ошибках Рыйваса, есть за что спросить и у них. Периодически всплывает тема договора о сотрудничестве между центристами и «Единой Россией». Из конкретики последних дней самое интересное, что потенциальный премьер Ратас собирается ввести ступенчатый подоходный налог. Это противоречит многолетним программным установкам ИРЛ, о чем уже высказался их лидер. Из уст Ратаса также звучало обещание заняться улучшением  жилищного фонда. Очень абстрактно, вроде бы в русле давних идей соцдемов планируется развернуть большое строительство социальных домов, но никаких намеков на источники финансирования и методы реализации. Одним словом, планы новой коалиции пока очень обтекаемые и первые противоречия налицо. Что же ждет Эстонию в длительной перспективе? Игорь Грязин высказал интересную точку зрения: «Так же как и приход Трампа, изменения в политической ситуации в Эстонии —  это начало большого поворота, закат эры партий, основанных на политтехнологиях. У нас примером партии нового типа может считаться Свободная партия. Партия без фиксированного членства, без конторы в общепринятом смысле. Собрание единомышленников с максимальной открытостью».

Пока формально не назван новый премьер-министр, понадобится время на формирование кабинета, а новое правительство должно пройти процедуру утверждения. Возможны и сюрпризы. В пятницу ближе к вечеру появилась информация о возможном участии в коалиции Свободной партии Андреса Херкеля, и совсем уж неожиданно  Мартин Хельме, руководитель фракции EKRE, сообщил о попытках наладить сотрудничество со стороны реформистов. Ноябрь будет интересным.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.