logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Балтия между Россией и НАТО

Балтия между Россией и НАТО

Базы Альянса НАТО в Европе и странах Балтии — в ответ Москва принимает решение разместить ракетные комплексы «Искандер» в Калининградской области и проводит учения гражданской обороны в России. Политики и эксперты на Западе и на Востоке все чаще используют полузабытые слова «холодная война». Почему в Балтийском регионе опасаются России и насколько серьезно каждая из трех стран оценивает вероятность конфликта, выясняли корреспонденты «Новой газеты — Балтия».

Литва принимает меры 

«Впервые после окончания Второй мировой войны территория европейской страны подверглась оккупации другим государством, которое к тому же угрожает началом ядерной войны» — заявил в интервью «Новой газете — Балтия» литовский военный эксперт Дарюс Антанайтис. По мнению Антанайтиса, ни поведение, ни цели Североатлантического Альянса не изменились — изменилась Россия.
«Милитаризация Калининградской области, интенсивные учения, войска в постоянной боевой готовности — все это заставляет нас и наших союзников всерьез воспринимать опасность со стороны России и принимать соответствующие меры безопасности», — заявил в беседе с «Новой газетой — Балтия» Арвидас Анушаускас, депутат Сейма и историк (Анушаускаса называют одним из кандидатов на пост будущего министра обороны — ред.).
В министерстве обороны Литвы соответствующими мерами безопасности считают рост расходов на оборону. Расходы на оборону Литвы в 2016 году составили 1,5% ВВП, в 2018 году они увеличатся до 2% ВВП. Страна вернулась к армии по призыву, идет интенсивная модернизация армии. Покупаются самоходные артиллерийские установки (16 гаубиц PzH 2000) и боевые машины пехоты (88 немецких бронетранспортеров Boxer на общую сумму 385,6 млн евро — ред.), противотанковые и противовоздушные системы. Неофициально стало известно, что министерство обороны планирует приобрести системы противоракетной обороны. 

«Политики государств Прибалтики из всего арсенала средств диалога с Россией освоили только язык обвинений и демонстративно исключают возможности диалога. При этом в заочную дискуссию с Россией вовлечен широчайший круг политиков, депутатов, экспертов. В той же, например, Эстонии каждый эстонец знает две вещи: как сварить  мульгикапсад (национальное эстонское блюдо — ред.) и как разговаривать с Россией», — считает Николай Межевич, президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Мир да дружба?

«При всех масштабных проблемах и разногласиях диалог Вашингтона и Москвы идет. Вильнюс «играет на опережение», заранее занимая более жесткую позицию, чем Вашингтон, Берлин, Брюссель или … Варшава. Почему? В Варшаве и Берлине идет масштабная внутренняя дискуссия по поводу будущего Европы и мира. В Риге, Вильнюсе и Таллине дискуссии нет, есть конкурс ораторского «искусства»: кто и как лучше обвинит Россию», — добавляет Межевич. По мнению профессора, провоцирование конфликта балтийскими лидерами опасно для всех, а если Москва и Вашингтон найдут силы отойти от края пропасти, как до сих пор бывало много раз… политики балтийских государств будут выглядеть странно в глазах своих избирателей.

Арвидас Анушаускас считает, что решение руководства НАТО расположить в регионе Балтии базы демонстрирует желание при помощи превентивных средств заставить Россию воздержаться от агрессивных действий. Политик полагает, что российским политикам пора прекратить тратить ресурсы на давление на страны Балтии и милитаризацию Калининградской области — лучше озаботиться падающим уровнем благосостояния граждан России.

Холодная война или арктический мороз?

Арвидас Анушаускас, считает, что на вопрос о новой холодной войне, прежде всего, должна была бы ответить Россия.

«Новая холодная война? Первыми на такой вопрос должны ответить в Кремле, именно от его начинаний зависят действия руководства НАТО. Многое зависит от отношений Москвы и Вашингтона, так как при помощи конфликтов в Сирии и Украине Кремль пытается разогревать ситуацию», — добавил Анушаускас. По мнению литовского политика, такая холодная война может оказаться совершенно непохожей на прошлую, так как Россия в отличии от СССР не является мировой державой, а точка зрения нынешнего руководства Кремля на использование ядерного оружия может оказаться угрозой всему миру. Тем не менее Анушаускас считает, что до военного конфликта дело не дойдет, хотя и предупреждает о высоком риске эскалации. 

Латвия учит детей обороняться

C 1 октября в Латвии вступил в силу новый закон о гражданской обороне. В нем указано, как должны действовать ответственные службы в случае военного нападения на страну и что делать жителям в такой ситуации. Министерство обороны советует запасаться спичками, наличными деньгами и продуктами, которые не портятся. Не стоит забывать об аптечке и спиртовой горелке. Узнать, что на страну напали, можно будет, услышав сирены пожарно-спасательной службы. Они должны быть слышны во всех населенных пунктах страны.

Тем временем, министерство обороны проводит в школах специальные семинары и лекции на тему «Как мы защищаем Латвию?». Детям рассказывают об оборонных возможностях страны, о присутствии НАТО в странах Балтии о решениях последнего саммита альянса в Варшаве. На домашней интернет страничке министерства регулярно появляются сообщения о подозрительных Российских самолетах, которых видели вблизи Латвийской границы, о новых учениях с участием местных военных и союзников.

Два врага

«Латвия  — потенциальная цель российской угрозы», «Россия уже ведет войну в Балтии», «Агрессия Путина реальна» — такие заголовки время от времени появляются в местной прессе. После событий на Украине министерство обороны Латвии настаивает на увеличении оборонного бюджета, скоро в Латвии разместится спец-батальон НАТО, на военной базе в Адажи стоят новые казармы, а политики говорят о гибридной войне, которая уже давно началась. Обстановка нагнетается и начинает казаться, что над Латвией уже сгустились тучи, еще немного — и начнется война. Исследователь Латвийского института внешней политики Марис Анджанс считает, что в ближайшей перспективе Россия продолжит представлять угрозу для Латвии. «Если сегодня не угрожает, то завтра угроза может стать вполне реальна. Кто мог прогнозировать, что Россия начнет войну на Украине? Цель России — разрушить архитектуру безопасности Западного мира и стать державой мирового масштаба. Балтия — слабое звено этой цепи, и что может помешать России спровоцировать конфликт против нас, против НАТО, чтобы доказать свою великодержавность?», — говорит Анджанс. Депутат Сейма от национального объединения Янис Домбрава еще более категоричен: «Сейчас у Европы два врага: ИГИЛ и Россия со своей агрессивной внешней политикой. Если западная Европа будет слишком занята решением проблем в Северной Африке и на Ближнем Востоке, Россия может этим воспользоваться, чтобы укрепить свои позиции в Восточной Европе».

Законы военного времени

Говоря о российской угрозе и кибервойне, многие латвийские политики «зоной риска» называют приграничные регионы страны. В городах Даугавпилс и Резекне большинство жителей — русскоязычные. Они смотрят российское телевидение, сильнее других подвержены пропаганде Кремля, а значит, могут быть не совсем лояльны к государству, а это — прямая угроза безопасности. Мэр Резекне Александр Барташевич на днях заявил, что не верит в российскую угрозу: «Нас постоянно пугают псковскими десантниками, размещением российских ракет и танков у границ. При этом ничего не анализируют, только ругают».

Министр обороны Латвии Раймондс Бергманис заявил, что вероятность  прямого вторжения в Латвию сейчас очень мала, но в балтийском регионе по-прежнему сохраняется напряженная ситуация. В начале октября правительство Латвии за закрытыми дверями рассмотрело подготовленный министерством обороны анализ угроз для страны. Детали этого доклада ведомство не разглашает, указывая лишь, что итоги недавнего саммита НАТО в Варшаве ясно дают понять — вопрос безопасности для страны актуален. И то, что в Латвии скоро разместятся батальоны Альянса, — тому подтверждение.

«Угроза со стороны России есть. Наш восточный сосед продолжает вкладывать средства в военную инфраструктуру, проводит неожиданные военные учения. У нас нет причин принимать другие решения, кроме как укреплять оборону», — сказал Раймонд Бергманис.

Анализ военной угрозы министерство готовит регулярно, а именно за последние два года в Латвии были внесены существенные изменения в законодательство, которые раньше казались неактуальными. Парламент принял поправки к законам, в которых сказано: как должен действовать президент, кабинет министров, армия и гражданское население в случае военного вторжения. Сам факт того, что эти поправки были приняты впервые со времен Первой Республики, вызывает тревогу.

В Эстонии — новая военная программа

В Эстонии, как и в странах-соседях, за действиями России пристально следят. «Развитие вооружений России и ее возрастающая внешнеполитическая агрессивность давно в нашем поле зрения, — сообщил «Новой газете — Балтия» представитель министерства обороны Эстонии Андрес Санг. — Конфликт в Грузии был ясным сигналом того, что Россия не соблюдает нормы международного права, сформировавшиеся после Второй Мировой войны, не исключая применение вооруженной силы против своих соседей».

Реальная конфронтация возможна лишь между близкими по силе противниками  — здесь сразу возникает проблема. Вооруженные силы НАТО превышают российские многократно, и этим обстоятельством Россия обосновывает искусственность утверждений об угрозе. Но милитаризация всех сфер жизни и нагнетание психологии противостояния в России можно считать свершимся фактом, эта ситуация помогает элите решать многие внутренние проблемы — и трудно представить, как это быстро остановить.

«Искандеры»: далеко ли от Эстонии

Согласно российским источникам, комплекс поражает цели на дальности 500 км от защищаемых объектов. А дальше начинается настоящий «дьявол» в мелочах. Комплекс, уничтожающий цели в Литве, Латвии и большей части Польши, — это проблема. Но Пентагон считает реальной дальность «Искандер-К» 2000-2600 км, это угроза Эстонии, всей Европе и глобальному равновесию. Использование тех или иных модификаций — вопрос доверия. Недоверие становится спусковым крючком в других вопросах.

Балтийские страны договорились о расширении присутствия НАТО и размещении в каждой стране батальона. Россия в ответ не исключает передислокации войск на своей территории. Андрес Санг уверен: «Размещение батальонов НАТО — ответ на модернизацию последних лет войск Западного округа, а также на постоянное перемещение ВВС на границах». Скептики же считают, что Псковская дивизия ВДВ с ее возможностями быстрого реагирования делает бессмысленным увеличение контингента в  таком небольшом объеме. Стоит ли торопиться с неконструктивной реакцией ? Может, попытаться договариваться и возрождать доверие? НАТО обещает помочь Балтии в случае агрессии в сроки не более пяти дней. Учитывая возможность быстрого поражения местных командных пунктов «Искандерами», можно констатировать — после их размещения уязвимое положение Балтии еще больше осложнится.

Эстония приходит в готовность

В Эстонии представлена еще не утвержденная правительством «Программа развития государственной обороны на 2017-2026 год». Наступила эра серьезного отношения к своей обороноспособности после периода эйфории, когда казалось, что членство в НАТО само по себе решает все проблемы. Увеличение призыва с 3200 до 4000 человек в течение 10 лет вряд ли можно считать показателем агрессивного реагирования на внешние угрозы. Андрес Санг поясняет цели программы: «Срочную службу должны проходить не менее 50% призывников (сейчас — треть), необходимо обучить резервистов для создания еще одного пехотного и одного артиллерийского батальонов». Программа также предусматривает увеличение прав ополчения Kaitseliit, увеличение на 1500 человек его численности военного времени и расширение практики привлечения женщин к военной службе. Если вспомнить уже упомянутую модернизацию Западного округа и увеличение военного бюджета РФ с 66,4 млрд. долларов в 2015 году до 87,8 (с учетом кризиса), то военная истерия в странах Балтии, иногда описываемая российскими пропагандистами, явно не подтверждается.

Грядет ли Апокалипсис

Хотя и политологи, и эксперты утверждают, что до прямого военного столкновения дело не дойдет, начавшись и закончившись на информационной войне в пространстве массовой информации сценарии Апокалипсиса существуют.
«Нужно смириться с тем, что в случае, если дело дойдет до реального военного конфликта с Российской Федерацией, то северо-восточную Польшу и страны Балтии мы потеряем. Единственное средство, теоретически способное на какое-то время сорвать оперативные планы российского Генштаба, — это хорошо подготовленное гражданское партизанское движение, готовое на огромные жертвы» – прогнозирует Даниель Боцковский, руководитель отдела международной безопасности Института истории и политических наук Белостоцкого университета. По словам эксперта, российские войска, сконцентрированные в Калининградской области, смогут блокировать любые передвижения небольших военных сил Альянса, если руководство НАТО примет решение оказать помощь странам Балтии.
Дарюс Антанайтис, военный эксперт из Литвы, недавнее появление ракетных комплексов Искандер в регионе Калининграда, считает блефом и шантажом, приуроченным к президентским выборам в США и переговорам по Сирии. 

«Ядерное оружие в Калининграде абсолютно бесполезно, и в Москве об этом прекрасно знают. Если Кремль решится на такой шаг, как военный конфликт с НАТО, то с ракетами справится противоракетный щит Альянса, а их пусковые установки будут уничтожены. Зная, как тщательно российские военные планируют операции, думаю, что они не собираются подставить под удар НАТО такое ценное вооружение, как ракетные комплексы Искандеров» — пояснил Антанайтис.

«Настоящая цель «старой» новой холодной войны, которую Москва развязала в Европе, — это убедить всех, что действия России непредсказуемые и, поэтому, ее надо опасаться и бояться», — отметил Боцковский.

Боцковский утверждает, что в ближайшем будущем Кремль не решится развязать военный конфликт со странами, входящими в состав НАТО. Причиной тому, по мнению Боцковского, прежде всего, бедственное положение, в котором оказалась экономика Российской Федерации. 

Политолог из Белоруссии Алексей Дзермант придерживается более миролюбивой точки зрения, нежели его польский коллега.

«Тот уровень противоречий, который мы сейчас имеем, действительно похож на новую холодную войну. Единственное отличие — сейчас нет идеологической мотивации, в основном, это чистая геополитика. Пока риск вооруженного конфликта не очень высокий, все же и политики, и военные с обеих сторон проявляют сдержанность, но говорить, что мы застрахованы от случайностей и, к сожалению, провокаций, нельзя», — добавил Дзермант.

Витольд Янчис, Маша Иванова, Валерий Сайковский

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.