logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

ВНЖ «под ключ»: сколько стоит легально (и нелегально) устроиться в Литве?

ВНЖ «под ключ»: сколько стоит легально (и нелегально) устроиться в Литве?
Фото: Flickr.com

В последние несколько лет Литва столкнулась с довольно новым для нее явлением — заметно увеличившимся потоком миграции из постсоветских стран. Нельзя утверждать, что подобного ранее не существовало. В свое время Литва (наравне с Польшей) стала прибежищем для представителей белорусской оппозиции. Однако нынешняя волна поднялась после событий 2014 года, нарушивших геополитическую стабильность в регионе.

По данным Европейской миграционной сети, в прошлом году в Литву на постоянное место жительства приехали 22 130 человек. Основная их часть (18 383) — это граждане Литвы, которые вернулись в страну после того, как жили, работали или учились за границей. Остальные — 3 747 — иностранные граждане. Из них около восьмисот человек обладают гражданством других стран ЕС, а чуть менее трех тысяч являются представителями третьих стран. Статистические данные свидетельствует, что больше всего иностранцев прибывает в Литву из Украины (1149 человек в 2015 году), России (696 человек) и Белоруссии (387 человек).

Нынешнюю волну миграции «с Востока» можно охарактеризовать как политико-экономическую. Она, с одной стороны, обусловлена желанием людей покинуть геополитически нестабильные государства (в случае России необходимо упомянуть и авантюрно-непрогнозируемые действия руководства страны), а с другой — ухудшающейся экономической ситуацией внутри этих государств.

Насколько можно понять, Литва для эмигрантов из России, Украины и Белоруссии привлекательна из-за географической близости к покинутым странам, удобства повседневного общения (молодежь знает английский язык, старшее поколение еще помнит русский) и того факта, что страна является членом Европейского Союза. Определенное значение имеют и сантименты, связанные с периодом «общей истории».

Впрочем, довольно часто отмечается, что Литва не слишком приветливо относится к иностранцам, которые пытаются пустить здесь корни. Такая оценка связана с жестким законодательным регулированием, которое выполняет заградительную функцию на пути мигрантов. В свою очередь, это открывает простор и для разного рода махинаций и ухищрений, на которые мы попытаемся пролить здесь свет.

Представитель с ВНЖ

Данные о том, как можно получить вид на жительство (ВНЖ) в Литве не является секретом. Для этого достаточно ознакомиться с законами и нормативными актами. Однако нас интересовало то, что услуги по получению ВНЖ предлагают многочисленные фирмы, действующие в Литве и поставившие этот вид бизнеса на поток. Мы решили обратиться к некоторым из них. Общением с представителями соответствующих фирм занимался виртуальный персонаж «Александр Викторович Кузнецов», являющийся «по легенде» мелким предпринимателем из Подмосковья, мечтающим перебраться на постоянное место жительства в Литву.

С учетом того, что представители фирм не знали, что они на самом деле общаются с журналистами, мы решили не упоминать их названия в статье.

Отметим, что из 24 фирм, которым был направлен запрос по электронной почте (еще с двумя фирмами мы связались через специальную форму запроса на их сайте), на связь вышло 10. Все они предоставили «Александру Кузнецову» свои предложения, которые были связаны с получением ВНЖ по причине приобретения или ведения бизнеса в Литве.

Отметим, что получить легальный ВНЖ в нашей стране при использовании бизнес-составляющей можно двумя способами. Наиболее простой и дешевый вариант — это бизнес-представительство, однако его выбирают довольно редко, поскольку у этого варианта есть один существенный недостаток, о котором — чуть позже. Второй вариант — собственно ведение предпринимательской деятельности в Литве на правах собственника или совладельца фирмы.

Начнем с первого варианта. Смысл в том, что физическое лицо может быть зарегистрировано как представитель иностранной компании в Литве. Для этого ему необходима договоренность с фирмой, которую он намеревается представлять.

Иными словами, при желании, вид на жительство в Литве может получить практически любой человек, у которого среди знакомых есть хотя бы один предприниматель, готовый сделать его «своим представителем». При этом, как отмечали работники фирм, с которыми мы общались под видом «Александра Кузнецова», представительство, по сути, может быть фиктивным.

У этого способа получения ВНЖ есть один, но существенный минус. Получить заветный документ можно лишь на три года — после для его продления все равно придется искать другие основания.

Цена на оформление представительства в Литве при посредничестве этим занимающейся компании колеблется от 1 900 до 2 600 евро и не требует дополнительных вложений. Самое дешевое предложение, полученное нами, составляло 1 320 евро (как было указана, цена со скидкой — вместо полной суммы в 2 200), однако эта цена не включала в себя остальные дополнительные услуги: перевод необходимых документов, помощь в оформлении ВНЖ и т.д.

Только бизнес

Основной способ, открывающий приезжим возможность укорениться в Литве, связан с ведением реального бизнеса. В его оформлении (или приобретении) тоже готовы помочь фирмы-посредники, предлагающие разнообразные пакеты подобного рода услуг. Отмечается, что согласно литовскому законодательству, получить ВНЖ на основании ведения предпринимательской деятельности в стране можно лишь после того, как зарегистрированная фирма вела реальную деятельность не менее полугода. Поэтому самым нетерпеливым предлагается приобрести уже готовую фирму «со стажем».

Цены на подобные услуги рассчитываются по-разному. Регистрация новой фирмы оценивается, в среднем, в 1 600 евро. Приобретение компании с готовой полугодовой историей может стоить от 1 600 до 3 000 евро (согласно тем предложениям, которые были получены нами). Наиболее солидный вариант, который для получения ВНЖ был предложен «Александру Кузнецову», состоял в том, чтобы стать инвестором и совладельцем реально существующего и успешно действующего бизнеса (в данном случае речь шла о десятках тысяч евро).

Необходимо учитывать, что во всех случаях (кроме инвестиционного предложения) речь идет лишь о первоначальном взносе. Фирмы предлагают и дополнительные услуги по оформлению самого ВНЖ для купившего (зарегистрировавшего) компанию лица и членов его семьи, а также все необходимое для осуществления бизнес-деятельности. Ежемесячный взнос варьируется от 250 до 800 евро (в зависимости от того, что включено в пакет дополнительных услуг).

В целом, такое удовольствие, как ВНЖ, будет обходиться примерно в 10 000 евро ежегодно. Как нам написали представители одной из фирм, «минимальная инвестиция в проект — 7 500 евро».

Новые крепостные

Законодательным ужесточением, которое вступило в силу в конце 2014 года и было направлено на предотвращение предоставления ВНЖ в Литве по фиктивному поводу, стало требование, согласно которому в соответствующей фирме, владельцем или совладельцем которой является иностранец, должно быть трудоустроено не менее трех граждан Литвы.

Казалось бы, зачистили пространство от злоупотреблений, но и здесь вскоре были разработаны серые схемы. Из 10 фирм, с которыми мы общались, 8 дали понять, что готовы работать исключительно в рамках закона. Однако представители двух компаний (назовем их условно «Фирма X» и «Фирма Y») упомянули определенные ухищрения, которые позволяют получить ВНЖ на основании ведения бизнеса, лишь имитируя эту деятельность.

«Фирма Х» подтвердила, что как трудоустройство граждан Литвы, так и ведение бизнеса может быть номинальным, однако для официальных органов необходимо показать некий бизнес-процесс (через перебрасывание денег «в одну и другую сторону»). При этом «Фирма Х» была готова сама найти трех номинальных работников из местных и гарантировать, что они никогда не придут требовать свою заработную плату, которую якобы получают. Упомянутые люди реально нигде бы не работали, однако числились бы за фирмой. Государство ежемесячно получало бы налог с их фиктивной минимальной зарплаты (что служило бы доказательством трудоустройства). Как написал в своей письме представитель «Фирмы Х»: «Деятельность [фирмы] вообще не вести нельзя, но минимально можно показать что она ведется. За сумму 2100-2400 [евро] вы получаете вид на жительство. Цена включает в себя все» (орфография и стилистика источника сохранена).

Как было отмечено в переписке с «Фирмой Х», сговорчивость номинальных работников обусловлена тем, что они получают «одноразовый интерес» (т.е. выплату) «с общего пакета».

О существовании подобной схемы свидетельствует и переписка с «Фирмой Y». Также приведем расширенную цитату из переписки: «Мы продаем Вам 33% (15 000 акций) НОМИНАЛЬНО действующего бизнеса, который выполняет все требования, а это 3 сотрудника литовца на полный рабочий день с минимальной ЗП 380 евро и налогами 160 евро… с каждого человека. Так вот Вы будете платить [в месяц] 160 евро налог +90 за обслуживание бухгалтерское и юридическое» (орфография и стилистика источника сохранена).

Иными словами, вид на жительство в Литве под фиктивно действующую фирму стоит не так уж дорого, а норма про трудоустройство трех граждан страны также способствует появлению своеобразных новых «крепостных», которые покупаются (за единичную выплату) и продаются (вместе с фирмой).

Мигранты в курсе

Способы «мухлевать с ВНЖ» хорошо известны и в среде новых мигрантов. Анна (имя изменено) перебралась с мужем из России в Литву после крымских событий 2014 года. Сегодня они являются владельцами успешного и, что необходимо подчеркнуть, реально действующего бизнеса. Их предпринимательская деятельность расширяется, поэтому у них не возникает проблем с требованием по трудоустройству троих местных жителей, хотя на первом этапе, когда бизнес был намного меньше, им тоже приходилось прибегать к ухищрениям, находящимся на грани дозволенного.

«Бизнес реальный, закон мы исполняем, но по факту — мы выкручиваемся. Это очень обидно. В какой-то момент я испытала разочарование. Мы выбрали Литву сознательно, мы ехали сюда, потому что, с одной стороны, была понятная схема — как переехать с использованием бизнеса, с другой стороны, была идея, с третьей стороны, были деньги, которые мы сюда вложили. И я начала думать — почему так получилось? Может быть, надо было искать другую страну, но уже силы сюда вложены, деньги вложены», — рассказывает Анна.

По ее словам, препоны, которые Литва ставит на пути бизнес-эмигрантов, больнее всего бьют именно по тем, кто действительно хочет здесь работать и развивать свои бизнес-идеи. При этом те, кто и раньше фактически приобретал ВНЖ за деньги, могут это сделать и сейчас. «Я сталкивалась со случаями ведения фиктивного бизнеса эмигрантами. Среди моих знакомых есть люди, которые просто хотели жить в Литве, но не имели желания осуществлять какой-то бизнес. То есть, они до поправок существовали достаточно легко, после поправок стало сложнее и дороже, но тем не менее люди ищут выход и остаются. Немного таких. У нас как-то больше сформировалось сообщество действующих предпринимателей, но есть и те, кто только такими притворяются. Сейчас я могу навскидку вспомнить двух подобных человек», — утверждает Анна.

Она отмечает, что заинтересованные лица обращались и к ним с мужем с просьбой посодействовать в легализации в Литве через «присоединение» к их бизнесу. Однако на все подобные просьбы Анна отвечала отказом. «Мы хотим действовать максимально легально и открыто, потому что для нас это важно. И ВНЖ важен, и то, чтобы бизнес велся прозрачно. Это серьезная российская травма, когда все делается непонятно как, когда люди вынуждены балансировать в сложных условиях. Нам такие вещи чужды, поэтому мы отказывались от сомнительных видов сотрудничества», — отмечает Анна.

Государство тоже знает

Наличие проблемы признают и в государственных органах Литвы, куда мы обратились за комментарием. Глава отдела международного сотрудничества и права департамента миграции при МВД Литвы Эвелина Гудзинскайте отмечает, что ей хорошо известна деятельность фирм, предлагающих иностранцам услуги по получению вида на жительство. «Отдел миграции никак не связан с такими фирмами и их услугами, поэтому иностранцы, платящие деньги таким компаниям, не получают никаких гарантий по получению ВНЖ», — предупреждает она.

По словам Гудзинскайте, департамент миграции ведет активную работу по выявлению фиктивных фирм, через владение которыми иностранцы получают вид на жительство в Литве. «В тех случаях, когда ВНЖ выдается, но у нас есть подозрения, что фирма фиктивная, мы периодически организуем проверку. Если нам удается собрать достаточно данных, указывающих на мошенничество, ВНЖ аннулируется», — сообщает представитель департамента миграции.

Гудзинскайте не согласна с критикой, направленной на законодательное требование для иностранцев трудоустроить в своей фирме троих граждан Литвы. По ее словам, это действенная превентивная мера. «После того, как эта норма вступила в силу, уменьшилось количество просьб о предоставлении ВНЖ на бизнес-основаниях», — отмечает Гудзинскайте. При этом, по ее словам, были отмечены новые формы жульничества, когда коллективный орган управления фирмой, которая ведет минимальную деятельность, включал в себя до 20 иностранцев и еще 15 иностранцев (максимальное возможно число) состояли в надзирательском совете компании. Однако и такие виды «выхода из положения» скоро должны изжить себя, поскольку с 1 января 2017 года участие в коллективном органе управления или надзирательском совете перестает быть поводом для предоставления иностранному гражданину ВНЖ.

В то же время со следующего года в силу вступит норма, позволяющая получить в Литве ВНЖ создателям местных стартапов.

Хватит притворяться?

Путь запретов и ограничений зачастую является самым простым, однако его эффективность оставляет много вопросов. Как показывает история с фактической торговлей видами на жительство, которая все более превращается в полуофициальный бизнес, в каждом законе находится та или иная лазейка, которая оставляет открытым если не окно, то хотя бы форточку возможностей.

Радикально иной способ решать проблему «торговли» ВНЖ предлагает предприниматель Гядиминас Жемялис. Он считает, что Литва попросту могла бы легализовать «продажу ВНЖ», а монополия на этот вид деятельности находилась бы в руках государства. По сведениям Жемялиса, ВНЖ в Литве на черном рынке стоит 60 000 — 70 000 долларов США (53 000 — 62 000 евро), оформляется за 8-10 месяцев и действует 1-3 года. «Может быть, лучше было бы брать какую-нибудь официальную плату в 10 000 долларов США (порядка 9 000 евро), которые шли бы в бюджет, превратить это все в государственную программу?» — риторически спрашивает Жемялис.

Предприниматель опирается в данном случае на опыт Объединенных Арабских Эмиратов. По подсчетам Жемялиса, Литва могла бы за десять лет принять до миллиона резидентов-иностранцев, что ежегодно приносило бы в бюджет около 10 млрд. евро.

Впрочем, такое радикальное предложение вряд ли найдет широкую поддержку во властных кругах и обществе. Жители Литвы во многом еще довольно консервативны и с опаской относятся к приезжающим в страну «чужакам», хотя такое утверждение в большей мере отражает отношение к мигрантам из более экзотичных краев, чем постсоветское пространство. В политическом же плане это предложение идет в разрез с той стратегией, которую Литва, если судить по законодательным нормам, избрала и придерживается в отношении новых мигрантов, так что и здесь рассчитывать на поддержку такой инициативы не приходится.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.