logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Классик латышского кино Янис Стрейч: «Свою сущность надо искать за тридевятыми горами»

Классик латышского кино Янис Стрейч: «Свою сущность надо искать за тридевятыми горами»
Фото: Андрей Шаврей

Его, без сомнения, знают миллионы людей на всем постсоветском пространстве — прежде всего, благодаря фильму «Театр» с Вией Артмане в главной роли. И в разговоре с «Новой газетой-Балтия» классик раскрыл секрет удачи этой кинокартины. Хотя на его счету много и других знаковых фильмов. Крупнейший латышский кинорежиссер Янис Стрейч отметил свое 80-летие, а накануне на открытии фестиваля национального кино «Большой Кристап», предваряющем Рижский международный кинофестиваль (он откроется 13 октября), ему вручили латышский «Оскар».

Он потрясающе выглядит! Без преувеличения: на него, бодрого, умного и жизнерадостного, заглядываются девушки. Председатель Союза кинематографистов Латвии Иева Романова, чествуя классика, сказала: «Кино — для сильных, умных и обладающих чувством юмора». Всеми этими качествами классик обладает вполне. Он родился в глубинке Латвии, в Прейльском районе — это Латгалия. Там умеют долго жить и радоваться жизни, несмотря ни на что.

Вручая приз (к нему прилагается премия в 2500 евро) министр культуры Латвии Даце Мелбарде сказала, что надеется на продолжение кинематографической деятельности великого мастера. Быть может, он снимет «Дни портных в Силмачах» по классике латышской литературы, пьесе Рудолфа Блауманиса.

После того, как в честь своего друга 12 минут на сцене играл его ровесник Раймонд Паулс (Маэстро написал музыку к многим фильмам режиссера, в том числе и для «Театра»), 80-летний Стрейч легко взлетел на сцену и обнялся с Раймондом Волдемаровичем. «Спасибо за твои фильмы, Янис!» — сказал Маэстро. И шутливо добавил: «А играл я сейчас так, как ты меня учил!»

А пока что Стрейч рисует. В церкви святого Петра накануне открылась выставка, приуроченная к его юбилею, среди которых и работы Яниса. Пейзажи родного края, рассветы, закаты… Именно в церкви открылась выставка неслучайно — родной край режиссера католический, там много искренне верующих людей. Об этом и одна из лент Стрейча — «Дитя человеческое», снятая в 1991-м и получившая Гран-при фестиваля авторского кино в Сан-Ремо! История про мальчика, влюбившегося в девушку, которая старше его. Кстати, первый в мире фильм, снятый на латгальском языке.

«Я с самого детства хотел стать художником, — сказал «Новой газете-Балтия» господин Стрейч, — но мечту реализовал только уже на закате лет. Хотя учился писать картины еще в молодости. Например, помню, что в педагогической школе Резекне меня учил такой Яков Бекетов, который сказал, что у меня есть талант к рисованию. На самом же деле занятие живописью — это обращение в прошлое, к детству. Свою сущность надо искать там, вдалеке, за тридевятыми горами, где ты провел босиком свое детство, в краю, к которому относишься с неподдельной любовью».

В день вручения Стрейчу приза в югендстильном кинотеатре Splendid Palace, что в самом центре латвийской столицы, показывали оцифрованный фильм Стрейча «Чужие страсти», снятый в 1983-м году. Лента, стоящая совершенно особняком в творчестве режиссера. Рассказ о послевоенных годах в Латвии, где на хуторе скрывается литовская девушка. В отличие от других фильмов Стрейча — это драма, сильная. Рушатся устои, хозяйку хутора с семьей (ее блистательно сыграла Вия Артмане) в финале увозят на грузовике в Сибирь. Католические мотивы и почти шекспировские страсти. Удивительно, как при советской власти эту картину разрешили к производству.

Фильм не имел широкой прокатной судьбы, но в истории остался. «Скажите, кто впервые сейчас посмотрел эту ленту?» — обратился кинорежиссер к залу после сеанса. Руки подняли больше половины зала — в том числе и автор этих строк, и министр культуры.

«Удивительные пересечения бывают в жизни, — рассказывает о «Чужих страстях» Стрейч. — Моя дочь теперь в Литве, играет в Каунасском театре. И однажды встретилась там с парнем, который рассказал историю о своей матери. О том, как ее семья хотела увидеть Ригу, которая в прежние годы была более европейской, чем города Литвы, действительно «маленьким Парижем». Оказалось, это та самая история, снятая мною в «Чужих страстях» по мотивам литовского романа Миколаса Слуцкиса».

Сейчас оцифровали и еще одну картину Стрейча — «Мой друг человек несерьезный», философскую комедию. А четырьмя годами ранее оцифровали, даровав вечную жизнь, фильм «Лимузин цвета белой ночи». Эта веселая и мудрая комедия — для латышей все равно, что «Ирония судьбы или с легким паром» Эльдара Рязанова. Только рязановскую ленту все время демонстрируют в России на Новый год, а «Лимузин» — 23 и 24 июня, в национальный праздник Лиго. Трогательная и забавная история о том, как к одинокой старушке, выигравшей в лотерею за 30 копеек новенькую машину «Жигули», на Лиго съехались дальние родственники — в надежде на наследство. Старушку играла Лилита Берзиня — народная артистка Советского Союза, Герой Социалистического труда и действительно великая латышская актриса!

«Мое первое Лиго — это я еще совсем маленький был, — вспоминает Ян Янович. — И первые воспоминания о Лиго связаны с латгальской деревушкой, где я жил. Родители вдруг на ночь куда-то уходили, а под утро возвращались веселые и счастливые. И рассказывали, что видели Яна на большом коне — для меня это была волшебная сказка. Все это происходило в Прейльском районе. Хорошо, что оцифровали «Лимузин»... Там клозет во дворе такого оранжевого цвета — круче, чем в оригинале! Он и был в оригинале оранжевым, но как-то тускло все-таки выглядел. Я как только увидел рекламу этого моего «нового старого фильма», так сразу подумал — такое ощущение, будто вчера был снят. И будто Лилита Берзиня рядом — даже видны все оттенки ее кожи на руке. Людям нравится — это хорошо».

А пока что… будем ждать следующего фильма Стрейча. Впрочем, классик не спешит, рассуждая исключительно профессионально: «Снимать кино надо серьезно — так сказать, промышленным образом, а не кустарно. На любительском уровне снимать не хочу. Чтобы создать нечто достойное, надо добиваться серьезного, промышленного уровня. Для этого латвийское кино должно как-то вливаться в любую другую зарубежную компанию — русскую, немецкую, английскую, без разницы. А пока что только на фестивали езжу, если зовут».

Кстати, 11 ноября в Доме Москвы открывается фестиваль российского кино — там Стрейча ждут его российские коллеги Станислав Говорухин и Сергей Соловьев. Но у Стрейча уже все расписано наперед: «11 ноября как раз день Лачплесиса и меня пригласили на торжества в Салацгриву». Но подъедет, наверное, на фестиваль днем позднее.

Приятно видеть отца бессмертного «Театра», бодро идущего по центральной улице Риги. Корреспондент «Новой газеты-Балтия» пересекся с ним пару дней назад на улице Тербатас, у кафе напротив Верманского парка. «Ян Янович, по-моему, я раскрыл секрет удачи вашего «Театра». «Ну?», — заинтересовался классик.

Тут надо напомнить, что фильм «Театр» позднее снял и выдающийся мастер мирового кино Иштван Сабо, но… это в кои-то веки была неудача! Будучи несколько лет назад в Риге на кинофестивале «Балтийская жемчужина», Сабо сказал, что смотрел фильм Стрейча и признал, что это выдающаяся интерпретация и точное попадание в цель. Благодаря чему же?

Помните, как начинается «Театр»? Стоя рядом с героиней Вии Артмане, режиссер Стрейч в незавязанной на шее бабочке, накинутой на плечи, говорит о том, что фильм назвали «Театр» по трем причинам. Во-первых, поскольку так называется роман Сомерсета Моэма. Во-вторых, потому что героиня видит прямые аналогии театра с жизнью. Но главное — в-третьих. «Мы ничего не знаем об Англии, поэтому все, что мы тут вам покажем — это будет театр!», — говорит элегантный режиссер в кадре. И пошел «Театр»! Ну кого тогда из советских людей выпускали в Англию, а? Так что получилась фантазия на тему, получился настоящий театр!

«Да, это именно так, — сказал Стрейч. — Кстати, вы знаете, что до меня этот фильм предлагали снимать Гунару Цилинскому, нашему знаменитому артисту и режиссеру? Но он отказался, потому что сказал, что никак не может найти ключ к этому фильму, вот как его снимать? Я, кажется, угадал. А Гунар потом в «Театре» сыграл супруга Джулии Ламберт, «самого красивого мужчину в Лондоне»!

Долгая лета и крепкого здоровья, Янис Стрейч!

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.