logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

Без вариантов

Без вариантов

​Завершились очень затянувшиеся выборы президента Эстонии. Начался процесс с больших ожиданий, продолжился многострадальными пятью турами голосования, а закончились финалом, последствия которого непредсказуемы. Наступит ли спокойствие на земле Марьямаа, как называют свою страну эстонцы?

Президента на следующую пятилетку за три дня

После провала голосования Коллегии выборщиков политическая жизнь в стране двигалась в сторону коллапса. Беспрецедентные итоги с не-избранием повергли в шок политическую элиту. Возникло непреодолимое желание что-то срочно предпринять. Итогом этого стало выдвижение советом старейшин парламента кандидатуры Керсти Кальюлайд, с последующей поддержкой ее парламентскими партиями. До последнего времени она была представителем Эстонии в Европейской Контрольной палате — главном аудиторском органе ЕС. Такой выбор вызвал очень много вопросов в обществе. Больше всего удивило полное отсутствие политического опыта кандидата, абсолютная неопределенность политических взглядов и минимальная известность в стране, в лучшем случае — в кругах финансовых экспертов. Она выступила перед фракциями, с разной степенью успешности ответив на вопросы парламентариев.

Председатель парламентской комиссии по культуре Лайне Рандъярв рассказала «Новой газете — Балтия»: «Во время обсуждения ее кандидатуры во фракции Кальюлайд говорила правильные вещи о борьбе с ксенофобией и беженцах, но создалось впечатление, что ясности о разграничении функций президента и исполнительной власти у нее нет. Не хотелось бы, чтоб она начала управлять правительством».

Кандидат опубликовала в СМИ письмо ко всем жителям Эстонии, и уже через неделю с момента первого упоминания предстала перед Рийгикогу для голосования как кандидат в президенты. Никаких альтернативных кандидатов не обсуждалось, фракции парламента беседовали лишь с Кальюлайд. Такое крейсерское обсуждение вызывало в обществе много вопросов и полярных мнений — от безнадежного «пусть эта кампания хоть как-то закончится», до саркастических замечаний, что это не избрание, а назначение, которое вполне можно заменить поиском по объявлению. Когда стало известно число подписей в поддержку единственного кандидата (90), то стали сравнивать такое избрание с советским периодом.

Финальное голосование и предсказуемый финал

Перед голосованием среди аккредитованных журналистов ходили слухи, что интерес к сегодняшнему голосованию из-за отсутствия интриги будет небольшим. Такое опасение едва не оправдывалось, но когда сама кандидат перешла в ложу к прессе, журналисты стали подтягиваться. Началось заседание с привычного ходатайства руководителя фракции центристов Кадри Симсон об избрании президента прямым голосованием, с передачей документа спикеру. Короткий комментарий председателя избиркома и объявление начала голосования за единственную кандидатуру перевел процесс в затяжную стадию подхода кандидатов к урнам и многочисленных коротких интервью в коридорах парламента. Большой популярностью пользовались Хеймар Ленк, известный всей Балтии, как многолетний корреспондент Центрального телевидения СССР из оппозиционной Центристской партии, и лидер национально-консервативной партии Март Хелме, долгое время работавший послом в Москве, партия которого единственная в полном составе отказалась поддерживать кандидата в президенты. Они с небольшими отличиями говорили о том, что нынешние  выборы не соответствуют нормам демократии, а Хельме сетовал, что эстонский народ лишили выбора.

«Больших сюрпризов при голосовании не жду, но отказ некоторых давших подписи в поддержку проголосовать за президента не исключаю», — предсказал в комментарии «Новой газете — Балтия» депутат Денис Бородич. В журналистских кругах за минут десять до конца голосования стала ходить загадочная цифра «18», которая предположительно означала голоса «против» или незаполненные бюллетени. Когда подсчитали голоса, то выяснилось, что кандидатуру Керсти Кальюлайд поддержали 81 парламентарий, не заполненные или некорректно заполненные бюллетени — 17 штук, недействительных бюллетеней не установлено, троих депутатов не было в зале заседаний. Новый президент Эстонии наконец-то избран.

Что день грядущий готовит Эстонии

Выборы прошли, но их завершение решает лишь небольшую проблему формального избрания. Лайне Рандъярв считает: «Избрав президентом женщину, Эстония послала хороший месседж остальному миру, хотя для внутренней политики это не будет иметь значения». На первой пресс-конференции избранный президент сказала: «Буду требовательной, поднимая и обсуждая проблемы, и деликатной при их решении». Политолог Тартуского университета Рейн Тоомла выразил такое мнение: «Ей будет трудно первые год-два, хотя для страны это не создаст проблем из-за ограниченных полномочий президента. Сразу придется думать о следующих выборах, и изменениях в процедуре выборов президента. Проблемы нынешнего голосования не должны повториться. Благодаря праву законодательной инициативы у него есть такие возможности. Переход к прямым выборам маловероятен, слишком сложна процедура таких изменений». Так же считает и Лайне Рандъярв. 


На вопрос «Новой газеты-Балтия» о планах нового президента Кальюлайд ответила: «Во время президентства Ильвеса было сделано много позитивного во внешней политике, в том числе — в налаживании отношений с нашими балтийскими соседями. Я не вижу причин что-то менять в этом направлении».


Этот сложный для эстонской политики день завершился. Какими будут последствия того выбора, который сделал сегодня эстонский парламент, пока можно только гадать. Главная надежда всех жителей Эстонии в том, что конфронтация среди политиков закончится, они проявят больше гибкости и способности к компромиссу. Насколько оправданы такие надежды станет ясно уже в ближайшие недели. Обсуждение бюджета выходит на финишную прямую, парламент вступает в период принятия подзаконных актов по реализации административной реформы. Страна ждет позитивных изменений. 

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.