logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Говорили спасаться в Европе, а теперь гонят назад». Что украинские беженцы в Литве думают о запрете на выдачу документов за рубежом

После подписания закона о мобилизации в Украине посольства страны отказались выдавать мужчинам от 18 до 60 лет документы за рубежом. Теперь за новым паспортом нужно ехать в Украину. Это одна из мер, призванных пополнить ряды ВСУ новыми солдатами. Хоть в Украине новый закон приняли безрадостно, попытки вернуть мужчин-беженцев в воюющую страну вызвались поддержать некоторые политики европейских государств — в том числе Литвы и Польши.

23 апреля украинские посольства по всему миру объявили о приостановке выдачи документов мужчинам призывного возраста. В частности, паспорт Украины можно получить только в самой Украине. Поскольку выезд из Украины мужчинам призывного возраста запрещен, поездка за паспортом означает, что человек едет в один конец — назад в Европу его не выпустят, пока не закончится война.

25 апреля министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас заявил, что «необходимо подумать, как помочь Украине вернуть мужчин призывного возраста».

Кащюнас предложил проследить за предложениями польского правительства (их министр обороны тоже обещал помочь Украине вернуть призывников) и подумать над тем, подойдут ли они для Литвы. В качестве примера ограничений, которые могут быть применены против украинских мужчин, Кащюнас предложил «отмену социальных выплат» и «ограничение права на работу».

Министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас. Фото: BNS

Министр обороны Литвы Лауринас Кащюнас. Фото: BNS

«Нам говорили спасаться от обстрелов в Европе, а теперь гонят назад»

Дмитрию 25 и он один из беженцев из Донецкой области. Уехать из родного оккупированного города ему удалось только спустя несколько месяцев после начала войны — помешала насильственная мобилизация, организованная российскими войсками, от которой пришлось скрываться. Новый мобилизационный закон мужчину удивляет:

«Людям на оккупированных территориях говорили спасаться от обстрелов в Европе, а теперь гонят назад. Говорили, что мы должны выехать любой ценой, а теперь отказываются выдавать нам документы. Я люблю свою страну, но мое государство начинает переходить к российским методам. Люди из оккупированных регионов остались без домов и не получили никакой поддержки от Украины. Но как только понадобилось нас прессануть — уж извините за жаргон — так это сразу. Сначала мы говорим, что умираем за демократию и свободу, а потом такие законы».

Слова Лауринаса Кащюнаса Дмитрия задевают. Он говорит, что украинские беженцы с радостью вернулись бы в свои дома — если бы туда возможно было вернуться.

«Когда началось вторжение, все страны Европы здорово нам помогли. И я лично им всем благодарен. Но все эти страны взяли на себя обязательства, приютили миллионы украинцев. И сейчас что? Вы от них просто откажетесь? Зачем было давать людям надежду и гарантии? Большинство простых людей, бежавших от войны, тут не на курортах. Я думаю, что количество украинцев, бегущих в Европу только потому, что это Европа, сильно меньше тех, кто уехал действительно вынуждено. Далеко не всем тут комфортно и беззаботно. Я знаю многих беженцев, которые бы с удовольствием вернулись в свои маленькие региональные городки, некоторых из которых больше не существует физически — и я не исключение. Далеко не каждому удается здесь интегрироваться быстро. Порой это занимает годы. И вот люди учат язык, строят планы на будущее. Кто-то уже работает. Их дети ходят в школу. И что? Приходит письмо, с предложением убираться, потому что главе украинского МИДа пришла гениальная идея в голову? Почему европейские страны вообще это обсуждают? Ущемление в правах беженцев — это уже какая-то самая низкая степень подлости».

Митинг в поддержку Украины в Вильнюсе. Фото: BNS

Митинг в поддержку Украины в Вильнюсе. Фото: BNS

«Кащюнас добьется только того, что российские медиа радостно напишут, что украинцам нужно бежать из Европы»

Николаю из Луганской области 45 — у него жена и дети. Он в Литве с сентября 2022-го. Прежде чем уехать из своего родного оккупированного города, ему пришлось просидеть в российском «подвале» несколько месяцев. Чудом выбравшись, мужчина приехал в Европу и приютил у себя дальнюю родственницу с ребенком. Теперь он обеспечивает большую семью и без работы ему никак.

Но запрета на трудовую деятельность Николай не ожидает — по его словам, министр обороны Кащюнас говорит о вопросах, к которым не имеет отношения.

«Почему министр обороны Литвы комментирует миграционную политику Польши, изменения в которую предлагает внести министр обороны Польши? Слушать нужно Департамент миграции, а не Кащюнаса. Он сейчас своими голословными указами добьется только того, что российские медиа радостно напишут, что украинцам нужно бежать из Европы! А через несколько дней правительство объявит, что мнение Кащюнаса — частное и никого ограничивать в правах никто не станет, потому что для таких мер нет оснований, так как это нарушение прав человека. А социальных выплат я и так не получаю. С начала года у меня никаких льгот — я работаю и плачу налоги как и все в Литве. Я разговаривал с украинским адвокатом, и он мне сказал, что консульство является твоим бесплатным адвокатом — оно должно защищать твои права в непредвиденных обстоятельствах. Наше консульство больше так не работает — права забрали, а обязательства оставили.

Государство говорит, что борется за то, чтобы после войны украинцы вернулись в страну, но мерами вроде мобилизационного закона Украина только заставляет чувствовать своих граждан небезопасно и стимулирует получать европейские паспорта».

Фото: BNS

Фото: BNS

«Закон нужный, но мне жалко мужчин — у них семьи и они тоже хотят быть в безопасности»

Станиславе 21. В Литве она с начала войны — спаслась здесь от обстрелов Харькова. Девушка работает архитектором в Вильнюсе и переживает за своих родных — они у нее тоже в Европе.

«Закон жесткий, но в каком-то смысле правильный — это я понимаю умом. Но сердцем очень жалко мужчин, которые оказались здесь легально. Я бы поняла, если бы в правах ограничивали людей, которые сбежали сюда, нарушив закон, но большинство мужчин в Европе — беженцы и они тоже попадут под удар. У них тут семьи, их нужно обеспечивать, они тоже хотят ощутить себя в безопасности — это очень человеческое желание.

А забирать право на работу — это дискриминация. Мои родители тоже в Европе и я переживаю.

Закон есть закон, но я на стороне мужчин — ограничивать в правах за то, что ты хочешь безопасности, нельзя».

Чего ждать?

О том, что украинские мужчины равны в правах с украинскими женщинами, уже объявил представитель МВД Германии Максимиллиан Калл. А глава МВД Польши Марцин Кервинський уже пообещал продлить украинцам временное убежище, даже при отсутствии паспорта. Обозреватели ожидают, что похожая реакция будет и в других странах Европы и реальных мер по депортации украинских мужчин ожидать не следует.

Это означает, что если Польша или Литва все же решится ограничивать украинских мужчин призывного возраста в правах, скорее всего, это только приведет к волне миграции внутри Европы.

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.