logo
Новая газета. Балтия
search
СюжетыОбщество

«Удивилась и обрадовалась». Как беларусы и россияне восприняли решение Сейма Литвы не лишать ВНЖ за поездки домой

«Удивилась и обрадовалась». Как беларусы и россияне восприняли решение Сейма Литвы не лишать ВНЖ за поездки домой

Закрытие КПП «Лаворишкес» на границе Литвы и Беларуси. Фото: BNS

На этой неделе Сейм Литвы отклонил предложение лишать видов на жительство за поездки в Беларусь и Россию чаще раза в квартал. «Новая газета. Балтия» спросила у беларусов и россиян об их реакции на такое решение, а также узнала их мнение о его возможных причинах.

Людмила (Россия): «Закон о лишении ВНЖ — не выход: он ударил бы по жертвам, а не по преступникам»

«Я очень обрадовалась решению Сейма и не меньше удивилась. Рассматривала три возможных варианта: хороший — тот, который осуществился, плохой и очень плохой. При плохом закон о лишении ВНЖ начал бы действовать с момента принятия, то есть учитывались бы только будущие поездки. В очень плохом варианте закон имел бы обратную силу и всех, кто уже посещал Россию и Беларусь чаще раза в квартал, лишили бы ВНЖ и депортировали. Конечно, воспринимала первые два варианта как наиболее вероятные, но жизнь в России научила простому правилу: надейся на лучшее и готовься к худшему. Тот факт, что закон по определению не может иметь обратной силы, людям с российским бэкграундом понять тяжело. Рада, что мои опасения не оправдались.

Что повлияло на такое решение Сейма, сказать сложно. Проще было бы ответить на этот вопрос, если бы предложение было принято. Хочется верить, например, что были проведены исследования и опросы, в ходе которых выяснилось, что большинство людей, посещающих Россию и Беларусь, делают это не ради развлечения, а вынужденно, сильно при этом рискуя. Еще можно предположить, что свою роль в донесении этой информации сыграли Тихановская и Навальная. В этом случае большое им спасибо.

Само появление такой инициативы не стало для меня шоком. Причин для этого много. Во-первых, сейчас у власти в Литве находятся люди определенного возраста, которые помнят Советский Союз и очень хорошо представляют, что происходит с Россией и Беларусью сейчас. Легко понять их желание защитить свою страну от этого. Во-вторых, вслед за мигрантами, бегущими от режима, приезжают и его сторонники, совершающие преступления на территории Литвы. Да, эти люди шпионят за своими гражданами, а не за литовцами, нападают на своих, а не на литовцев. Но они все равно могут представлять угрозу для национальной безопасности Литвы, а не только для людей, которых Вильнюс согласился защищать. Это действительно серьезная проблема, которая требует скорейшего решения. Но закон о лишении ВНЖ — не выход: он ударил бы по жертвам, а не по преступникам.

Люди, вынужденные приезжать в Россию и Беларусь ради своей семьи и решения возникающих при эмиграции проблем, потеряли бы возможность жить и работать в Евросоюзе, интегрироваться в общество и помогать своим близким переехать.

В то же время преступники продолжили бы въезжать на территорию Литвы по туристическим визам третьих стран, входящих в шенгенскую зону. Опять же, я очень рада, что проблема рассматривается, но для ее устранения не предлагаются поверхностные и необдуманные решения.

Интересно, как на решение Сейма отреагируют граждане Литвы. Среди них есть те, кто помнит, что такое железный занавес и невозможность сбежать от режима. Есть те, кто недоволен любыми мигрантами. Те, кто особенно недоволен русскими. Есть молодые люди, выросшие при демократии и неспособные себе представить, каково это — жить в Беларуси или России. Есть люди, симпатизирующие российской агрессии. Я не знаю статистики, сколько в Литве представителей всех этих категорий, поэтому предполагать сложно. Но я верю, что в конечном итоге добрых и эмпатичных людей, способных сочувствовать жертвам режимов Путина и Лукашенко, окажется больше».

Ирина (Беларусь): «Сыграл роль экономический фактор»

«Я понимала, что закон не примут, потому что в нынешнем его виде это нонсенс. Была уверена, что завалится он как раз на этапе голосования в Сейме, как и куча других проектов, которые до него продавливал Департамент госбезопасности.

Литва старается придерживаться европейских стандартов демократии, а ограничение передвижений мигрантов — это ни разу не демократия. 

Если бы законопроект разрабатывался только в отношении россиян, я бы еще могла предположить, что его примут. Популисты по всей Европе считают, что третировать россиян — это залог успеха на политической арене, поэтому уже ввели ряд ограничений для них. С беларусами же другая история. В глазах соседних (как минимум) стран мы до сих пор жертвы режима, которые от него убегают.

Сыграл роль, как мне кажется, и экономический фактор. Немаленький процент мигрантов из Беларуси и России переехали в Литву по работе. Если ограничить их передвижение, они или вернутся на родину, или отправятся в другие страны. Первыми так поступят те, у кого есть возможность легко сорваться с места, — более обеспеченные люди. Среди мигрантов это в основном айтишники. С ними из Литвы уедут и огромные налоги, которые, уверена, Вильнюсу не хочется терять из-за популистских законопроектов.

В последний год подобных инициатив стало особенно много, но, думаю, все они разом прекратятся, как только пройдут президентские и парламентские выборы. Сейчас политики просто пытаются заработать очки на страхах избирателей из-за военного вторжения, шпионов, «литвинизма» и дальше по списку».

Фото: BNS

Фото: BNS

Артем (Россия): «Если ДГБ действительно хочет защитить Литву от шпионов, ему стоит обращать внимание на своих пророссийски настроенных граждан»

«Я думаю, пока рано расслабляться и радоваться. Сейм отклонил предложение лишать россиян и беларусов ВНЖ за частые поездки на родину, но впереди еще голосование о национальных санкциях. К моменту его проведения могут появиться новые инициативы, даже более жесткие, — и за них могут проголосовать.

Читайте также

Литва на год продлила ограничения против граждан России и Беларуси. Новые меры против беларусов не приняли

Я и в этот раз ожидал, что ограничения поддержат. В Сейме ведь постоянно звучат предложения радикальных политиков о все новых законах против россиян и беларусов. На таком фоне можно ожидать поддержки любого ограничения.

В этот раз на толерантное решение Сейма повлияла, как мне кажется, работа активистов. Люди, на которых проект поправок был направлен, писали депутатам письма, объясняя, почему эта инициатива никому не сделает лучше. О том же говорили и оппозиционные политики из России и Беларуси.

Меня бы поправки в случае принятия не затронули — со статусом беженца и так не могу ездить на родину — но я поддерживал всех, кто выступал против них, потому что они не рациональны. Основная причина, по которой предлагались ограничения, — опасность того, что россиян и беларусов завербуют спецслужбы их стран.

Но завербовать могут кого и где угодно, включая людей с европейским гражданством на территории ЕС. Нападение на Леонида Волкова, которое совершили граждане Польши, — тому подтверждение.

Если ДГБ действительно хочет защитить Литву от шпионов, ему стоит обращать больше внимания на своих пророссийски настроенных граждан. Выборка приезжих из России и Беларуси довольно селективная, и потенциальных «агентов Кремля» среди них не очень много. Думаю, литовские спецслужбы и сами это понимают, а их инициатива ограничить передвижение мигрантов — это, скорее, имитация бурной деятельности. Такое впечатление подкрепляется еще и тем, что ограничительные проекты для россиян и беларусов появляются регулярно, но чаще всего только на словах. Из-за этого я даже перестал читать литовские новости: не хочется попусту лишний раз переживать».

Елена (Беларусь): «Боюсь, что в один прекрасный момент Литве что-то не понравится в моем ВНЖ — и меня депортируют. Из-за этого задумываюсь о переезде»

«Я думала, что поправки примут, поэтому решению Сейма удивилась и обрадовалась. Ожидала худшего, потому что-то из-за учений в Беларуси ситуация на литовской границе очень напряженная. В качестве мер безопасности вполне могли ограничить мигрантов в перемещении. Тем более, в Литве уже действуют законы против беларусов и россиян — с таким прецедентом любые инициативы кажутся вполне жизнеспособными.

Возможно, на решение сейма повлияли петиции активистов, в которых на примерах конкретных людей объяснялось, почему беларусам и россиянам периодически нужно возвращаться на родину. Может, подействовали обращения Тихановской и Навальной. А может, депутаты сами поняли, что проект еще «сырой». В любом случае, хорошо, что хорошо кончается.

Расстраивает только, что у литовского правительства в принципе есть какая-то идея фикс — усложнить положение беларусов и россиян в стране. Это вызывает у меня перманентную тревогу: боюсь, что в один прекрасный момент Литве что-то не понравится в моем ВНЖ, поведении или гражданстве — и меня депортируют или ограничат в правах. Из-за этого я иногда задумываюсь о переезде из Литвы. Идти на такой шаг не хочется, потому здесь мне привычно и хорошо, у меня есть легальные основания на проживание. Однако к этой крайней мере придется прибегнуть, если тиски вокруг беларусов и россиян будут сжиматься все сильнее».

Фото: BNS

Фото: BNS

Кирилл (Беларусь): «Почему бы сначала не запретить литовцам ездить в Беларусь и Россию, чтобы там их не завербовали спецслужбы?»

«Отношение к этим поправкам у меня менялось по мере развития их проекта. Сначала идея показалась мне разумной и своевременной, ведь ограничить число поездок на родину предлагали только для тех беларусов и россиян, которые находятся в Литве по гуманитарным ВНЖ. В этом предложении все логично: раз человек попросил убежища, значит ему опасно возвращаться домой. Если кататься туда-сюда для человека не проблема, значит гуманитарный ВНЖ ему не положен. Однако я лично знаю несколько человек, которые пытаются усидеть на двух стульях. Это туристы, а не политические мигранты, поэтому давать им те же права, что и бежавшим от режимов Лукашенко и Путина, несправедливо и опасно.

К сожалению, проект ограничений решили распространить в принципе на всех беларусов и россиян с литовским ВНЖ. Такую идею я поддержать не могу. Почему трудовые мигранты, которые на легальных основаниях получили в Литве ВНЖ и совестно здесь работают, должны лишаться возможности видеться с близкими? Они не от хорошей жизни на заработки в ЕС поехали — зачем эту жизнь еще больше усложнять? Почему 17-летние студенты, вчерашние школьники, должны выбирать между возможностью получать европейское образование и видеться с мамой и папой?

Инициаторы поправок говорят, что их мотивация — обеспечить безопасность своих граждан. Почему бы тогда сначала не запретить литовцам ездить в Беларусь и Россию, чтобы там их не завербовали спецслужбы?

Потому что любые запреты встретят сопротивление и недовольство, а накануне президентских и парламентских выборов никаким политикам это не нужно. А вот отыграться на мигрантах, создав видимость бурной деятельности по обеспечению национальной безопасности, — это пожалуйста.

Я ценю и поддерживаю желание литовских политиков и спецслужб не допустить проникновения в страну вражеских элементов. От этого всем будет лучше: и самим литовцам, и мигрантам из Беларуси и России, которые травмированы режимами своих стран и ценят безопасность превыше всего. Однако проекты нужно предлагать продуманные, а не популистские».

Юрий (Россия): «Литва не визовый киоск и в первую очередь должна заботится о безопасности собственных граждан»

«Если были речь шла только о людях, которым были выданы визы и ВНЖ по гуманитарным причинам, я бы ничего против такого законопроекта не имел.

Литва не визовый киоск и в первую очередь должна заботится о безопасности собственных граждан. А вот лишать ВНЖ за поездки на родину вообще всех — это поспешное и непродуманное предложение. Рад, что оно не получило поддержки, но также понимаю причину его появления. Литва зажата между агрессивными соседями, и у нее не хватает ресурсов эффективно фильтровать потоки мигрантов оттуда. Поэтому надеюсь, что идею с ограничением на число поездок в Россию и Беларусь доработают и реализуют».

shareprint
Главный редактор «Новой газеты. Балтия» — Яна Лешкович. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.